http://npc-news.ru/

Клубная индустрия России интерьвью с Ритой Даниловой

В интервью принимают участие:

  • Рита Данилова Санкт-Петербург — владелица букинг-агентства Royal Promotions, музыкального лейбла Syntax Audio. Занимается букингом артистов более 13 лет. Первая привезла в Россию таких звёзд, как Avicii, Skrillex, Nero, Gesaffelstein и многих других. Организовала гастроли более 300 электронных музыкантов и диджеев. Talent buyer крупнейших фестивалей и ведущих клубов страны. В 2006 году закончила петербургский филиал Высшей школы экономики.
  • Саша «Гео» Соколов, основатель портала Geometria.ru
  • Вика Дука Санкт-Петербург журналист

Рита Данилова, Саша Гео, Вика Дука

Рита Данилова, Саша Гео, Вика Дука

Вика Дука: Рита, доброго вечера и сразу к делу: расскажи, как правильно охарактеризовать твою деятельность? Что конкретно и именно ты творишь для масс?

Рита Данилова: Если коротко, я занимаюсь букингом артистов. Не люблю преувеличивать, но я, наверное, поработала со всеми промоутерами, со всеми событиями и со всеми клубами нашей страны. Обо мне мало кто знает, потому что я всегда пребываю «за сценой». Хотя, опыт работы в этой сфере у меня очень богатый: я работаю с 2003-его года, со времен питерских клубов «Тоннель», «Мама»…

Саша Гео: Каков твой вклад в культуру города?

Рита Данилова: Я бы не стала ограничивать себя вкладом в культуру города, за время своей работы я никогда не концентрировалась на Питере: я привезла в страну более 300 музыкантов, от Калининграда до Петропавловск-Камчатска, что, я считаю, является огромным вкладом в культурное развитие России.

Вика Дука: Жаль, мы не пригласили никого из диджеев сегодня. Потому что все они, говоря о проблеме индустрии, отмечают, что грамотный менеджмент артиста, в том числе и букинг, на должном или нормальном уровне в стране просто отсутствуют. Но вот зато тебе мы сегодня можем задать кучу вопросов по этой наболевшей теме…

Рита Данилова: Они лукавят. Я бы не сказала, что менеджмент и букинг отсутствует полностью, у нас в стране все же есть небольшое количество профессиональных и менеджеров, и музыкальных агентов, которые занимаются этим целенаправленно. Вот системы действительно нет. Я считаю, что русская ментальность к этому не расположена, ну и плюс все еще в процессе развития.

Вика Дука: Расскажи, как в настоящей экономической ситуации обстоят дела в индустрии букинга артистов?

Рита Данилова: Индустрия букинга сейчас не очень хорошая, потому что экономическая ситуация в стране — не очень хорошая) Букировать не на что! Я бы не сказала, что некого, просто не на что.

Вика Дука: Что значит не очень хорошая? Ночные клубы продолжают существовать, ди-джеи продолжают выступать…

Рита Данилова: Они продолжают существовать, но они перестают возить артистов.

Вика Дука: Включается наше любимое импортозамещение?

Рита Данилова: Именно так. Мы начинаем сосредотачиваться на национальном продукте. А я все же всегда больше занималась иностранными артистами, но у меня всегда была база российских артистов. Вот Proxy, Arty, Julia Govor… Было время я работала с Tripmastaz, Arram Mantana, Alexey Romeo… но все эти артисты, кроме Ромео, мало катаются по России.

Рита Данилова

Рита Данилова

Вика Дука: Твоя должность – это плюс 20% к стоимости артиста?

Рита Данилова: Ну, 20% никто , конечно, не берёт… Это — жадность в наших реалиях, но 5-15% да, берут.

Саша Гео: Ты работала со звездами первой величины?

Рита Данилова: Я работала с Avicii, Skrillex, DJ Snake, Hardwell, Lmfao, Xzibit, Nero, Roisin Murphy, много с кем. Но работать со звездами первой величины для российкого маркета сложно, это буквально пару сделок в год. Поэтому у меня в ростере раньше всегда были самые катаемые, модные и недорогие артисты — Boris Brejcha, James Zabiela, Stephan Bodzin, Dusty Kid, Oliver Huntemann, Betoko. Правда я уже давно перестала подписывать артистов на эксклюзив.

Вика Дука: Почему сейчас это стало тебе неинтересно?

Рита Данилова: Схема и сейчас осталась как раньше, но в России очень ограниченный рынок — развернуться негде. Россия, хоть и большая страна, но работающих и хороших клубов в ней мало очень. А российские клубы, в свою очередь, не любят возить одного и того же артиста чаще одного — максимум двух раз в год, в исключительных случаях. И учитывая ограниченное количество этих городов, можно судить об ограниченности рынка. И ты ничего не можешь с этим поделать: это просто так есть, и всё.

Рита Данилова

Рита Данилова

Вика Дука: Кто, на данный момент, самый букируемый из российских артистов?

Рита Данилова: Из русских сложно сказать, наверное Сергей Санчес?) На данный момент я работаю с теми артистами, которые не много гастролируют по России. Я даже не знаю, знакомы ли вы с такими именами как ARTY и PROXY, но это два самых известных в мире российских артиста. Заграницей они выступают чаще, чем в России. А из иностранцев, это любимый всеми Борис (Boris Brejcha). Знаете такого?)

Cаша Гео: Я люблю техно…

Рита Данилова: С чего, кстати, Саша, у тебя вдруг возникла в биографии карьера диджея? Нравится?

Саша Гео: Это — мое хобби, которое помогает уйти от обыденности и рутины. А на самом деле, это еще и мое настоящее удовольствие. Мир музыки – это звуки, которые трогают душу. Это супер.

Вика Дука: Рита, ты сказала, что теперь концентрируешься на другой деятельности. На какой?

Рита Данилова: Это все еще ивенты. Брендированные и спонсорские. Несколько фестивалей. Ивенты городского типа. Скажу так, мне уже давно неинтересно работать на количество, поэтому я прекратила строить туры и катать артистов по континенту. Это было круто и интересно в 2008-2013 годах, когда все развивалось. Были времена, когда в одни выходные у меня в стране было одновременно по 10 артистов в разных уголках, но сейчас мне намного более интересно заниматься проектами и строить музыкальную концепцию для клуба или ивента, как например мы работали два лета подряд для крыши отеля W St-Petersburg., либо когда я полностью строю музыкальный концепт на сезон с клубом. Или когда мы работали с Альфа Банком. А возить в десятый раз Pаul Oаkenfold — вот честно, неинтересно. А вообще, было бы здорово соединить ивенты и информационные технологии.

Саша Гео: Эти две штуки не соединяются вообще. Давай вернемся в самое начало. Расскажи пожалуйста, как ты с этим всем вообще столкнулась? Любая сфера деятельности с чего- то начинается же. Я в своей жизни тоже столкнулся с букинг деятельностью, но не как агент, а просто рядом стоял, скажем так. В 1998-ом году меня занесло в агентство «Планета плюс». Первый наш концерт – группа Depeche Mode. Проводили бои без правил с 2007-ого года. Меня позвали туда случайно. Вот я и хочу знать, а как ты попала в эту сферу?

Рита Данилова: Не я нашла букинг, а он нашел меня. Это случилось случайно: в 2003-ем году, я тогда сидела на сайте jungle.ru, на этом форуме сидел тогда безумно популярный DJ Trace, и он просто предложил мне: «Слушай, а давай ты нас в Россию привезешь?». Я привекла местных промоутеров, с которым мы и провернули эту операцию по привозу артистов. Я очень благодарна моим родителям, которые с детства заставляли меня учить английский, поэтому я с детства хорошо говорю по-английски. Более того, возможно только знание английского и помогло! И все как-то органично пошло, мне начали звонить другие люди и просить помочь. Был период, когда я уходила из бизнеса, например, в период с 2004-ого по 2006-ой годы мой жених сказал, что он против, чтобы я работала с артистами. Запретил мне просто. Но стоило только нам расстаться, как мне позвонил любимый клуб «Тоннель» и предложил ряд мероприятий. Тогда я уже начала заниматься этим серьёзно.

Вика Дука Санкт-Петербург журналист

Вика Дука Санкт-Петербург журналист

Вика Дука: Был горький опыт?

Рита Данилова: В 2004-ом году у меня был такой опыт, когда диджей Toper заказал артиста, но в самый последний день он передумал его вести и я, будучи молодой и зеленой, решила сделать все сама. В тот момент я попала на триста тысяч рублей… Это были большие деньги… Наверное, это можно прировнять к трем миллионам рублей сейчас.. Ведь, чтобы стать хорошим промоутером, нужно быть таким игроком по жизни: быть готовым сегодня потерять, а завтра приобрести, а может даже и не приобрести. Это особый склад ума. В том же году был интересный опыт работы с бандитами русского происхождения, которые угрожали мне. Было несколько раз в своей жизни, когда я платила за артистов из собственного кармана для сохранения своего имени и репутации.

Вика Дука: Какие клубы по России ты можешь вспомнить как мощных заказчиков за период своей профессиональной деятельности? И какие отзывы артистов об этих клубах ты можешь вспомнить?

Рита Данилова: Один из самых прогрессивных клубов, который я могу вспомнить, это клуб «Сахар» в Краснодаре. Он до сих пор существует. Мы работали с ним с момента основания, и это реально один из самых прогрессивных клубов, в который владелец вложил огромное количество финансов и души. Там были какие-то просто нереальные инсталляции, мы привезли туда очень много крутых имен. Забиела, Окенфольд, Пит Тонг, Стив Лоулер, Ги Боратто и много много других . Одно время в России гремела Звезда в Самаре. Касательно отзывов о клубах… каких-то исключительных не помню. Все таки при всей любви к клубам нашей страны, эмоции и отзывы у артистов скорее о конкретных людях, чем о клубах и площадках. Но вот от клуба « Сахар» все точно были в восторге.

Вика Дука: Ты, наверное, изучала райдеры. Расскажи нам о самых странных и самых забавных пунктах в райдерах, которые ты видела.

Рита Данилова: Сейчас для меня это уже не кажется странным, но раньше, когда я только начинала изучать пункты в райдере, я удивлялась таким вещам как майки, трусы, носки. Мне казалось это полным бредом. Неужели у человека нет с собой трусов, носков и маек? Или таблетки Мелотонин, которые регулируют сон… Сейчас я понимаю, что артист просто не хочет возить эти вещи с собой с точки зрения тяжести багажа, а в случае лекарств – иметь проблемы с таможней, а ему, тем не менее, приятно каждый день надевать чистые вещи и иметь привычное под рукой.

Саша Гео: Мелотонин способствует регенерации. Это вещество вырабатывается только c одиннадцати до двух часов ночи, если ты спишь. А если не спишь, то оно и не вырабатывается само. Если этот человек – артист клубной индустрии, понятное дело, что в такое время он спит нечасто. Скажи, Рита, а можешь ли ты развеять миф, что артисты электронного жанра употребляют запрещенные препараты? Поддерживаешь ли ты эту позицию?

Рита Данилова: Нет, я не поддерживаю эту позицию.

Вика Дука: Саша, ты же прекрасно знаешь ответы на эти вопросы. Кроме того, они провокационные.

Саша Гео: Я не знаю…

Рита Данилова: Да, с удовольствием развею этот миф. Конечно, техно история вся сидит на наркотиках. Но большие электронные артисты не употребляют и даже практически не пьют. Слишком деньги большие и ответственность.

Саша «Гео» Соколов, основатель портала Geometria.ru

Саша «Гео» Соколов, основатель портала Geometria.ru

Саша Гео: Еще у меня вопрос по «лэптоп диджеям». Для тебя люди, играющие на ноутбуке, являются диджеями? Или ты, возможно, считаешь, что это — особый вид диджеинга?

Рита Данилова: Когда ты приглашаешь на выступление артиста, ты приглашаешь на выступления артиста и его шоу, а не диджея. Это разные вещи. Мне глубоко все равно, на чем играет артист — на лэптопе, cd, usb или виниле, если он делает хорошее шоу. Чувствуете разницу?

Вика Дука: И еще наверное необходимо, чтобы человека признало какое-нибудь сообщество. Многие отечественные диджеи, когда говорят о себе как об артистах, очень переоценивают себя. И когда они так говорят в присутствии зарубежного артиста, то видна сильная разница в понимании вообще профессии как таковой. Наши «диджеи и артисты» — это очень местечково, к сожалению, в большинстве случаев.

Рита Данилова: Да, именно так.

Вика Дука: Скажи пожалуйста, что мешает российской индустрии – клубной – в плане развития? Что мешает помимо отсутствия бюджетов? Что должно появиться, чтобы поменялась ситуация и наши артисты вышли на уровень Европы? Возможно ли это вообще с точки зрения профессионалов?

Рита Данилова: Знаешь, это очень комплексный момент, который включает в себя экономическое, культурное и общественное развитие. Они тесно взаимосвязаны между собой. Я не могу один момент вытянуть из этого, поскольку это комплексный фактор. Например, есть промоутер, который хочет приглашать определенное количество артистов. Он начинает их пригашать, организует, но люди не ходят. А люди не ходят почему? Отсутствие денег, интереса, знаний, мотивации. И получается замкнутый круг. Люди не ходят – клуб теряет деньги. Из-за этого клубы прекращают свое существование.

Вика Дука: Сейчас обратная ситуация. Арам Мантана как-то сказал, и я считаю был прав, что в кризис работать людям легче, честнее потому что как бы… Потому что когда были освоенные бюджеты, то просто нужно было тратить деньги и всё. Трать на хорошего артиста или на плохого – главное трать и давай отчетность. В кризис же денег стало меньше, селекция стала избирательнее. Когда есть ограниченное количество денег, то и тратить их необходимо с умом.
Назовем это просто, по-человечески: чаще нужно вкладывать свои деньги и отвечать за вложения как за свои. И промоутеры сейчас говорят, что проблема индустрии нынче не в промоутерах или артистах, а в том, что площадки, например, элементарно не вытягивают технический райдер. Площадка не вытягивает по райдеру западных артистов и наших тоже, которые артисты действительно.

Рита Данилова: А что они не могут вытянуть по райдеру?

Вика Дука: Звук. Всё банально.

Рита Данилова: А почему нет звука? — Потому что не хотят вкладывать деньги. По причине того, что звук обходится, допустим, в миллион рублей, а им это просто не надо.

Вика Дука: Расскажи, кто из промоутеров тех времен, когда ты начинала работать, до сих пор остался действующим в этой индустрии? Кто вообще был тогда крутым промоутером?

Рита Данилова: Из тех, кто был крутым и еще функционирует, наверное мои любимые — это ТС Груп, в Москве. Раньше кто был, но кто прекратил — это
Федя Бумер. Dance Planet. Если говорить о крутых ребятах, с которыми я работаю сейчас — это «Воздух», AVG.

Саша Гео: Расскажи о самом курьезном случае из твоей карьеры. Самый EPIC FAIL.

Рита Данилова: EPIC FAIL?… Ой, ребята, у меня такого не было. Если у меня и были курьезы, то настолько незначительные. В силу своей природной профессиональности, я стараюсь не допускать таких вещей. Вот честно. Пытаюсь вспомнить, но не могу.

Саша Гео: Может, кто-то обещал оплатить артисту и не оплатил.

Рита Данилова: Конечно, такое было.

Вика Дука: Сейчас уже все проще, потому что оплачивают вперед.

Рита Данилова: Почему же. Это было недавно – в 2014 году, когда я сама лично заплатила за Digitalism, который закал «Зал ожидания», а в итоге, я за них платила, потому что агент встал в позу. А это, на минуточку, был агентом уже кажется канувшим в лето Daft Punk. И хотя я считаю себя очень хорошим переговорщиком, но даже я тогда не смогла вырулить эту ситуацию и пришлось заплатить одиннадцать тысяч евро.

Саша Гео: А «Зал Ожидания» чего?

Рита Данилова: Кинули меня.

Саша Гео: А договор есть?

Рита Данилова: Конечно есть.

Саша Гео: А срок давности прошёл уже?

Рита Данилова: Нет. Просто, я знаю, что ничего не могу с них взять. Компания — банкрот. Я только потеряю время и деньги. Что я могу с них взять, если у них нет ничего?

Вика Дука: Они же еще работают?

Рита Данилова: Я не знаю, честно. Да, ребят, такое бывает. Нечасто, но случается.
Слушай, был курьез с LMFAO в Риге, когда команда с артистом опоздала на стыковочный рейс и багаж либо улетел, либо не долетел, не помню. Тогда мы весь вечер ездили по супермаркетам Риги и покупали различные конфетти, пляжные мячи. Было несколько нелепо… на арене в 5 тыс человек, так как, естественно, это было несравнимо с их настоящим шоу. А был еще смешной момент, когда летели 3 артиста из Лондона – Nero, James Zabiela и Chris Lake — на фестиваль Winston Freedom Music. И самолет British Airways на взлетной полосе вспомнил, что забыл всех пассажиров из бизнеса лаунжа… Слава богу, вернулся! Иначе, было бы прямо очень забавно.

Рита Данилова

Рита Данилова

Вика Дука: Рита, что принципиально нового появилось за 10-15 лет в индустрии? Или все на одном уровне в России?

Рита Данилова: Из маленького андеграунд движения оно превратилось в огромную музыкальную индустрию с миллионными бюджетами и фестивалями разных форматов с вместимостью до полумиллиона человек. EDМ артисты – это не просто как вы выразились диджеи, это уже шоумены, селебрити. Avicii снимается в рекламе Volvo. Zedd — в юбилейной рекламе M&M’s. Calvin Harris встречался с Taylor Swift. Diplo пишет совместные треки с Мадонной и Рианной, а Skrillex — совместно с легендой рэпа Rick Ross продюсирует саундтрек для последнего фильма о джокере — «Отряд самоубийц».
А в России прошло большое количество ярких ивентов и было создано много фестивалей, привезено огромное количество артистов, но когда я общаюсь со своими партнерами, которые часто теряют деньги, а билеты как стоили от 300 рублей в регионах до 1000 рублей в СПБ и Москве, так и стоят… Вот тогда возникает ощущение, что не изменилось ничего.

Вика Дука: Какого клуба не хватает городу, столице нашей, нашей стране? Чего вообще не хватает российским ночным клубам?

Рита Данилова: Российским клубов много чего не хватает. Вы вообще когда-нибудь бывали в среднестатическом российском клубе? Начиная от технических составляющих, таких как звек, свет, общий продакшн заведения, до элементарного качественного алкоголя, и я даже не говорю о комфортных условиях инфраструктуры городов. В некоторые города до сих пор летает ЯК-42, и во многих городах до сих пор нет современных отелей.
Что касается индустрии в целом, то на мой взгляд, не хватает разнообразия. Разнообразия заведений – баров и клубов, фестивалей и других культурных мероприятий разного формата. Мы не берем сейчас Москву, в Москве в относительном виде все это присутствует.

Вика Дука: Чем тебе нравится и чем не нравится твоё дело? Какие они — плюсы, минусы и специфика букинга в России?

Рита Данилова: Когда я начинала, мне нравилось строить свою маленькую империю, подписывать артистов эксклюзивно, организовывать туры по всей стране и развиваться. Ведь мое агентство в своем роде уникально, я смогла создать компанию по букингу артистов, которая успешно существует на рынке и которая востребована. А не нравилось мне отсутствие компетентных людей в этом бизнесе. Ведь что такое музыкальный бизнес? Это, например, когда молодой человек приходит на должность ассистента крупного агента. А человек даже в институт не ходил, он понятия не имеет, что такое бизнес этикет, и вот спустя несколько лет он вдруг становится агентом артиста с миллионым гонораром. Это страшно.

Рита Данилова, Саша Гео, Вика Дука

Рита Данилова, Саша Гео, Вика Дука

Вика Дука: Как думаешь, букинг как таковой изживет себя? Заменят его какие-то новые технологии или же букеры будут всегда, пока существуют артисты? Чем, если не букингом, ты могла бы заниматься в будущем?

Рита Данилова: Я не исключаю, что звено под названием агент в цепочке промоутер – артист теоретически может исчезнуть, но с другой стороны, эта структура настолько стабильна, что, может быть, и нет. Все-таки, агент выполняет свою четкую функцию — формирует гастрольный график артиста, а музыкальный рынок будет только больше развиваться.

Вика Дука: Какие российские музыканты/артисты «на слуху» у нероссийских музыкантов и артистов?

Рита Данилова: Arty, Proxy, Tripmastaz, Julia Govor (правда Юля уже больше ассоциируется с США, тк живет в Нью-Йорке), Roustam, Matisse & Sadko.

Вика Дука: Самые главные ближайшие планы/масштабные события/ новости в мире EDM и EDM артистов.

Рита Данилова: Я — космополит и мне нравится, что музыкальный мир становится глобальным, стираются границы. Хочется надеяться, что наш великий президент все-таки не допустит этого!

Вика Дука: Что интересного с точки зрения профессиональных перспектив ты видишь в индустрии EDM? Есть ли новые технологии/профессии/неосвоенные ниши/здоровые или нездоровые тенденции на этом поприще?

Рита Данилова: С точки зрения профессий я считаю, что это как непаханое поле: спрос на таланты был, есть и будет всегда. Талантов во всем — начиная от музыкантов, заканчивая менеджерами, агентами, PR агентами, рекламщиками. Вот, например, вам бизнес идея. В России я не знаю ни одного PR агентства, которое бы работало с артистами. Ведь в современном мире у каждого артиста есть пресс агент, который занимается отношениями с прессой.

Что касается, тенденций в музыке, то на мой взгляд, после недавнего бума электроники, небольшой цикличный спад – это нормально. Правда, несколько жалко смотреть на некоторых артистов, которые потерялись или по инерции продолжают делать все то, что делали последние 3-5 лет, не осознавая, что время поменялось. Фокус сменился на лайв выступления, тоже самое касается и фестивалей. Все подустали от EDM… А дальше — увидим дальше!)

Интервью с Ритой Даниловой, по материалам geometria.ru


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>