http://npc-news.ru/

Интуитивные от­кровения

Стоит отдать дань уважения феноменальным интуитивным от­кровениям глубинных психологов. Однако, не будучи ориентиро­ваны на поиск конкретных когнитивных механизмов, они сильно отраничили себя. Так, отойдя от плоского, однозначного толкова­ния текста, они не заметили, что такой подход сам по себе не решает возникающие проблемы, а только по-новому их ставит. Они доказывали, что в тексте можно выявить скрытые смыслы, но не рискнули признаться, что этих смыслов может быть сколь угодно много.

Однако их интуиции во многом можно доверять. Скажем, пси­хоанализ допускает существование когнитивного механизма, бы­стро схватывающего все значения многозначного слова и умею­щего некоторые из этих значений делать недоступными для со­знания. Если это так, то можно проверить, влияют ли неосозна­ваемые значения на последующую деятельность так же, как не­осознаваемые, невоспроизведенные знаки влияли на последую­щую мнемическую деятельность. Таким образом, пользуясь най­денным в предшествующем разделе способом измерения эффек­тов негативного выбора, можно попытаться экспериментально ис­следовать некоторые предположения глубинной психологии.

1.3. Негативный выбор неосознаваемых значений слов

Это позволяет сделать вывод, что по крайней мере некоторые из неосознаваемых значений слов опознаются, оказывают влияние на содержание сознания, т. е. ведут себя так, как будто принято специальное решение об их неосознании (не­гативный выбор), и это решение при сохранении тех же условий устойчиво повторяется. В качестве примера эмпирического под­тверждения указывается на использование неосознаваемых зна­чений слов в поэтической практике.

Человек при восприятии слов-омонимов (омофонов, омогра­фов и т. п.) достаточно часто осоз у а ет только одно значение этих слов, однако известно, что даже в этом случае он все же может реагировать и на другое. Обычно это проявляется при восприя­тии, запоминании и интерпретации слов, ассоциируемых или си­нонимичных неосознаваемому значению омонима. Типичный при­мер — исследования Р. Е. и Н. Т. Уорренов

В одном из их экспериментов испытуемым предъявлялись триады связанных по смыслу слов, например, TONE, HYMN, MhLODy. (В контрольной группе в этой триаде вместо слова Л.VMN, имеющего омофон him, предъявлялось слово NOTE). За­тем в течение нескольких секунд испытуемые выполняли какое-либо простое отвлекающее задание (типа определения четности семи двузначных чисел), после чего воспроизводили предъявлен­ное. В следующем — тестовом — наборе слов, тоже отнесенных к одной какой-то категории (например, her, it, them), одно из ис­пользуемых слов было подобрано близким по значению к омо­фону слова из предшествующей триады (в данном примере — her). Определялось, насколько часто при воспроизведении тесто­вого набора слов испытуемые совершат ошибку подмены и вме­сто предъявленного слова запишут другое — омофон к слову предшествующей триады (в нашем случае — слово «him» вместо «her»). Как и ожидалось исследователями, число ошибок подмены по сравнению с контрольной группой было значимо больше.

Результаты подобных экспериментов согласуются с феноме­ном негативного выбора. Во всяком случае их можно трактовать как демонстрацию тенденции негативно выбранной информации (неосознаваемой омофонии) попадать в сознание в несоответст­вующий момент. Однако для того, чтобы признать, что неосознаваемость значений слов является специально принятым решени­ем — негативным выбором, следует еще экспериментально до­казать, что эти неосознаваемые значения имеют тенденцию оста­ваться неосознаваемыми при повторном предъявлении. В этом разделе будут описаны эксперименты, направленные на провер­ку того, ведут ли себя различные неосознаваемые значения слов так, будто они негативно выбраны.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>