http://npc-news.ru/

Ход и результаты обучения на основе первого типа ориентировочной деятельности (шахматы).

Испытуемым показывался процесс решения задачи, но никаких объяснений при этом не давалось. Ориентировочная часть действия от них была скрыта, они видели только ход исполнительной его части.
I, Обучение решению задачи «мат одинокому королю королем и ферзем»
Исходная позиция была следующей: Белые —Kpgl, Фс1. Черные —Кре5.
Рядом, на другой доске, ставилась конечная матовая позиция: Белые —Kpg6, Ф7. Черные —Kph8.
Экспериментатор играл одновременно и за белых, и за черных. «При этом он ограничивался тем, что по ходу игры фиксировал в речи последовательность исполнительных операций. «Белый ферзь ходит сюда. На это король черных ходит так. Тогда король белых ходит сюда. Король черных ходит так…».

Последовательность исполнительных операций была такой:
1. Фс4 Kpf5. 2. Kpf2 Кре5. 3. Kpf3 Kpf5. 4. Фе4 Kpf6. 5. Kpg4 Kpg7. 6. Феб Kph7. 7. Kpg5 Kpg7. 8. ФГ6 Kpg8. 9. Фе7 Kph8. 10. Kpg6 Kpg8. 11. Фg7 X.
Как видим, сначала ферзь завоевывает максимум пространства (ход 1), затем к нему присоединяется король (ходы 2 и 3), вдвоем они гонят короля черных в угол, создавая матовую сеть и мат (ходы 4 —11). Другими словами, экспериментатор последовательно учитывает систему выделенных условий, но от испытуемого это остается скрытым.
Во время показа решения экспериментатор делает ходы медленно, создавая тем самым условия для лучшего восприятия каждого хода. После однократного показа ту же задачу, с тем же исходным расположением фигур, предлагали для самостоятельного решения.
После первого показа ни один из испытуемых не смог справиться с задачей. В качестве примера приведем игру испытуемого С.

1. Kph2 (ход белых).
Белые сразу же делают плохой ход, уводя короля в сторону от событий.
1. …Кре4. 2. Kph3 Kpd4. 3. Kpg3 Кре4. 4. Фс12. Четвертый ход хороший. Но это случайность, так как его результаты не используются.
4. … Кре5. 5. Kpg’4 Кре4. 6. Kpg5.
Испытуемый, очевидно, уловил, что надо ходить и ферзем и королем. Однако он далек от понимания цели этих движений. Последним ходом он уводит короля в сторону, ослабляет позицию.
6. … Кре5. 7. ФеЗ Kpd5. 8. Ф.4.
Фигуры белых соединились, так сказать, «сошлись» вместе. Однако белые из этого ничего не извлекают. Значит, они соединили их без всякой цели.
8. … Крс5. 9. Kph6.
Самый плохой ход (девятый), который только можно было сделать: белые уводят своего короля в сторону от места главных событий. В показанном экспериментатором решении король белых шел к этому углу, но ведь там же находился и король черных. Сде — танный белыми ход лишен смысла. 9. … Kpd5. 10. Белые не загоняют короля в угол, а, наоборот, не дают ему туда попасть.
11. …Kpd5. 12. <Pg7.
Белые дают мат пустому месту. Испытуемый привел свои фигуры в угол, поставил их в «матовое» положение, но не учел при этом главного: что там нет черного короля. Белые затратили на решение 10 мин., но все еще находятся столь же далеко от цели, как и вначале. Решение было прервано экспериментатором. Игра поражает своей беспомощностью, бессмысленным повторением некоторых ходов экспериментатора: король черных вырвался из — под влияния фигур белых, белые же продолжали свои «преследующие маневры» (ходы 10 —12), хотя цель давно уже ушла в сторону.
Такую же картину мы наблюдали и у других испытуемых этой группы. Они всегда далеки от цели. Нет сколько — нибудь успешного взаимодействия сил. Случайно завоеванное пространство легко отдается. В действиях фигур совершенно нет согласованности, целеустремленности. Характерен сбив на сплошные шахи, хотя они нисколько не приближают к цели.
Второй показ немногому научил испытуемых. Никто из них не смог решить задачи и после второго показа.

Вот как решает задачу тот же испытуемый С.
1. Фс4.
Белые запомнили первый ход экспериментатора и повторили его.
I. … Kpf5. 2. Kpg2 Кре5. 3. КрЬЗ.
Но теперь король белых идет куда — то в сторону от основных. событий.
3. … Kpf5. 4. Kph4 Кре5. 5. Фс5 —ненужный шах.
5. … Кре4. 6. Kph5 Kpf4. 7. Фс4 Кре5. 8. Kpg4.
Ход королем назад (8)удачный, но дальше снова полная беспомощность:
8. … Краб. 9. ФЬ5 Креб. 10. Kph5 Краб. 11. ФЬб.
Белые не могут даже загнать короля в угол. Завоеванное пространство отдается, и король черных вновь оказывается в центре доски.
II. …Kpd5.

В этой позиции так же, как и в исходной, белым нужно опять начинать все сначала.
На этот раз испытуемый дает более хорошие результаты: он делает верный (первый) ход и не гонит свои фигуры в угол, когда там нет короля противника. Но силы белых действуют разобщенно, поэтому король черных в конце концов оказывается на свободе.
Такие же успехи наблюдались еще у трех испытуемых этой группы. Экспериментатор просил объяснить, почему они делают такие ходы. Испытуемые отвечали: «Я хочу на него напасть», «Я хотел пойти сюда», «Вы тоже так ходили» и т. п. Исключение составил испытуемый Ф. Его действия были более целеустремленными, завоеванное пространство он обратно не отдавал. Ему удалось добиться «пата» (ничьей).
После третьего показа решения задачи трое из пяти испытуемых справились с ее решением. Двое нет, в том числе и испытуемый С.

Приводим решение задачи испытуемым С.
1. Фс4 Kpf5. 2. Kpf2.
Это уже хорошо. Король идет к центру событий.
2. … Кре5. 3. Фс5 Кре4. 4. Kpg3 Крс13.»
‘Неожиданно возникла видоизмененная позиция. Теперь белые должны были гнать короля черных на первую линию. 5. ФЬ4 КреЗ. 6. Kpg4 Kpd3. 7. ФЬЗ Кре4.
Пока белые ничего не добились. Но, начиная с 8 хода, в игре их наступает перелом: удачно взаимодействуя, силы белых оттесняют короля к краю доски.
8. ФсЗ Kpd5. 9. Kpf5 Kpd6. 10. Фс4 Kpd7. 11. Kpf6 Kpd6. 12. ФЬ5 Kpc7. 13. Kpe7 Крс8.
Серия очень хороших ходов. Теперь король черных находится на последней линии, близ угла а8. Сейчас следовало приступить к построению заключительной матовой сети, но тут белые начинают играть слабо.
14. Фа6Крс7. 15. Фа7.
Этот ход упускает часть завоеванного пространства. Следовало играть: 15. Фс16.
15. …Крсб. 16. Фа5!
Белые не дают королю черных уйтн в центр.
16. … КрЬ7. 17. ФЬ5 Крс7. 18. Кре8.
Вновь неточность. Белым никак не удается окончательно загнать короля в угол.
18. … Kpd6. ’19. Фс4 Кре5 (10 мин.).

Белые не преодолели возникших затруднений, последние 2 хода их очень слабы, король черных вновь в центре. Все надо было начинать’ сначала.
Как видим, после третьего показа ход решения задачи существенно улучшился, часть испытуемых даже добилась поставленной цели. Однако даже эти испытуемые не составили адекватной ориентировочной основы для своих действий. Свои ходы они мотивируют так: «Вы играли так же». Это говорит о том, что они не понимают, почему надо так ходить, а лишь внешне копируют игру экспериментатора.
После четвертого показа справились с задачей и последние два испытуемых.

Приводим решение задачи испытуемым С.

1. Фс4 Kpf6. 2. Kpg2 Кре5. 3. Кр.З Kpd6. 4. Кре4 Кре7. 5. Фd5.

После этого хода испытуемому был задан вопрос: «Зачем ты так пошел?» Ответ С: «Я его хочу в угол».

5. … Kpf8. 6. Kpf5 Кре7. 7. Kpg6 Кр’е8. 8. Kpf6 Kpf8. 9. Фd7.

ss

Экспериментатор спрашивает: «Куда теперь не может пойти король черных»? Испытуемый С. отвечает: «Вот сюда и сюда» (верно показывает на поля е7 и f7).

9. …Kpg8. 10. Фе7 Kph8. 11. Og7 X (7 мин.).

Важно отметить, что на этот раз белые с самого начала избирают правильный путь. Сделав 1. Фс4, они затем подводят короля к арене действий. Механизм преследования —это в основном воспроизведение того, что делал экспериментатор. На девятом ходу белые упускают возможность сразу дать мат. Нужно было пойти: 9. Фс18 X или 9. Ф17 X. Вместо этого они продолжают гнать короля в угол. Процесс заключительного оттеснения был проведен хорошо. Ход решения этой задачи испытуемыми группы в целом отражен в табл. 1.

Как видно из таблицы, в среднем испытуемым этой группы понадобилось 55 ходов1 (и 34 мин.), чтобы добиться решения задачи. После первого показа было сделано 50% ошибочных и только 25% правильных ходов. После второго показа процент правильных ходов возрастает до 38, но количество ошибок все еще близко к 50%. После третьего показа количество правильных ходов (44%) становится больше, чем число ошибочных (25%). Но и это соотношение нельзя назвать удовлетворительным. Даже после последнего показа процент ошибок все еще высок —22%. Велик процент и нейтральных ходов. Это говорит о том, что, хотя испытуемые и достигли конечной цели —решили задачу, они сделали это далеко не лучшим способом. Для игры испытуемых этой группы характерна механистичность. 1ак, например, они никогда не использовали слабые ходы противника, позволяющие дать мат не в углу. Они упорно гнали короля в угол (так делал экспериментатор при показе). Об этом же говорит и тот факт, что оттеснение шло хорошо только в угол «h8», т. е. туда, куда гнал короля при показе экспериментатор. Другие углы доски, хотя они и очень похожи друг на друга, явно не нравились испытуемым. Когда приходилось иметь дело с этими углами, в игре испытуемых появлялись нерешительность, неуверенность, слабые ходы. Улучшение игры шло путем постепенного запоминания и воспроизведения действий экспериментатора. Исключением является испытуемый Ф. Он указывал, куда гонит короля, куда не может пойти король черных и т. д. Качественно его игра была лучше, чем у остальных.

Возможности «переноса» после решения первой задачи

Низкое качество умений, сформированных у испытуемых при решении исходной задачи, подтвердилось, когда им была дана та же самая задача, но с другим расположением фигур на доске. Позиция, предложенная для решения, была следующей:

Белые —Kpg8, Фа1.

Черные —Kpd5.

Так же, как и в исходной, король черных находится в центре, но, в отличие от исходной, фигуры белых расположены на противоположных сторонах доски. При самой лучшей защите король черных должен получить мат не позднее десятого хода.

С первой попытки никто из испытуемых задачи не решил, даже испытуемый Ф. Со второй —решили все. (Экспериментатор не показывал решения ни перед первой, ни перед второй попытками.)

Испытуемый С. начал с серии ходов ферзем, объявляя каждый раз королю противника «шах». Добиться ничего, естественно, не удалось. После этого он начинает подтягивать своего короля к королю черных. Затем следует несколько слабых ходов —не было никакого взаимодействия сил белых. В конце концов король и ферзь белых оттесняют черных на последнюю линию. Следовало приступить к построению матовой сети. Но вместо хода 23. Фс7, оставляющего королю черных всего два хода в углу, белые неожиданно сыграли 23. Kph8, и король черных вырвался на шестую линию. После этого белые создали патовое положение.

Со второй попытки все испытуемые решили задачу. Решение, как правило, наступало после того, как испытуемым удавалось получить такое же расположение фигур, какое было в исходной задаче. Процесс решения шел далеко не лучшим путем. Двое испытуемых довели решение задачи до конца с большим трудом.

Решение задачи всей группой испытуемых отражено в табл. 2.

Как видно из таблицы, испытуемым этой группы понадобилось в среднем 36 ходов, чтобы добиться решения задачи с новой исходной позицией. Это меньше, чем понадобилось для решения задачи с первоначальной исходной позицией. Меньше потребовалось и попытке решить задачу и 20% —при второй говорят о том, что качество игры было низким.

После этого испытуемым были предложены новые задачи. Вначале была дана задача поставить мат одннокому королю королем и двумя слонами. Исходная позиция: белые —Kpel, Ccl, СП; черные —Кре5.

Испытуемые с задачей не справились. После истечения 10 мин. ни один из них не имел позиции лучше исходной.

Вот как решал эту задачу испытуемый Р.

1. СЬ2 Кре4. 2. Cg2 КреЗ. 3. Ccl Kpd3. 4. Cfl Кре4.

Непосредственные шахи ничего не дали. Белые пробуют другие возможности.

5. Се2. Kpd4. 6. Cf4 Кре4. 7. Cd2 Kpd4. 8. Kpdl.

Видя, что слонами достигнуть ничего не удается, белые пробуют играть королем.

8. … Кре4. 9. СсЗ КреЗ. 10. Ch5 Kpd3. 11. Се5 Кре4. 12. Сс7 Kpd3.

Как можно видеть, черные из защищающейся стороны превратились в атакующую.

13. Cg6 КреЗ. 14. СЬб Кр.З. 15. Ch5 Кре4. 16. Kpd2 Kpd5. 17. Kpd3 Кре5. 18. Крс4.

Белые активизируют своего короля, но ничего не извлекают из этого: король черных продолжает прочно стоять в центре.

18. … Кре4. 19. Kpb5 Kpd5. 20. Cf7 Кре4.

Прошло 10 мин., фигуры белых переместились на противоположную половину доски, а король черных все еще в центре.

Испытуемый Р., как и другие испытуемые, не продемонстрировал целеустремленности, не наладил взаимодействия сил.

Поскольку испытуемые не справились с этой задачей, им была предъявлена для самостоятельного решения более легкая: «поставить мат одинокому королю королем и ладьей». Исходная позиция: белые —Kpel, ЛЫ; черные —Кре5. Никто из испытуемых не решил и этой задачи. После этого им была предложена самая легкая из новых задач: «поставить мат одинокому королю королем и двумя ладьями». Исходная позиция: белые —Kpel, Ла 1, ЛЫ; черные —Кре5.

Несмотря на относительную несложность задачи, ни один из испытуемых ее не решил.

Рассмотрим ход решения задачи испытуемым К.

I. Кре2 Kpd4. 2. Лadl Кре4. 3. Лп4 Кре5. 4. ЛЬ5.

Знакомая картина. Белые пытаются прежде всего решить исход дела непосредственными нападениями.

4. …Кре4. 5. Лd5 Kpf4. 6. Л.5. Кре4. 7. Л13 Kpd4. 8. ЛЫ.

Белые пробуют разные комбинации в передвижении ладей, но без какой – либо конкретной цели.

8. … Кре4. 9. Лс11 Кре5. 10. Kpd3 Kpd5.

Введение в бой короля в данном случае только усложняет дело, так как король мешает взаимодействию ладей.

II. Лd2 Кре5. 12. Ле2 Kpd5. 13 Л»5 Kpd6. 14. Ш4 Kpd5. 15. Ле4

Крс5. 16. Лс4.

Белые отчаялиеь и стали на путь самых случайных передвижений.

16. …Kpd5. 17. Лс14 Кре5. 18. КреЗ Kpf5. 19. ЛdЗ Кре5. 20. Лс14 Кре6.21. Лаб Кре5.

За 10 мин. белые ничего не достигли. Король черных по – прежнему в центре.

Аналогичная картина была и у семи других испытуемых.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>