http://npc-news.ru/

Ход и результаты обучения на основе третьего типа ориентировочной деятельности (шахматы).

Испытуемым этой группы система объективных условий, определяющих успешное решение задач данного типа, давалась в обобщенном виде. До решения задач каждое условие отрабатывалось по отдельности методикой поэтапного формирования умственных действий. После этого в подгруппе А, где испытуемыми были дети 9 —11 лет, трем из них показывалось, как эти условия взаимосвязываются, вводятся в решение конкретной задачи. В качестве такой задачи был взят «мат королем и ферзем одинокому королю». (С нее начиналось обучение и в первых двух группах.) Двум испытуемым этой подгруппы и всей подгруппе Б, испытуемыми в которой были студенты, применение системы условий в процессе решения конкретной задачи не показывалось. Обучение закончилось усвоением основных принципов. Использование их в процессе решения конкретных задач с доведением до матовой позиции не показывалось.

А. Ход и результаты обучения в подгруппе А
1. Организация усвоения основных компонентов ориентировочной основы действий
После усвоения испытуемыми понятий «мат», «шах», «пат» и пра•вил передвижения фигур экспериментатор объяснял и показывал значение для шахматной игры каждого из выделенных условий, а затем приступал к организации поэтапного их усвоения.
Система условий выписывалась на карточку, которая имела такой вид:

  1. Отрезание наибольшего числа полей и линий.
  2. Взаимодействие фигур.
  3. Своевременность хода.

На ряде конкретных позиций, используя только короля и ферзя, экспериментатор показывал и объяснял применение и действие первого принципа. При этом ни одна позиция не доводилась до матовой. После этого эта же задача, но с другими исходными позициями, предлагалась испытуемым для самостоятельного применения этого же принципа.

При анализе первых позиций испытуемый читал по карточке условие, показывал, какие поля и линии открыты для противника, как можно ограничить его свободу, каким ходом можно добиться наибольшего ограничения. После одобрения выбора экспериментатором испытуемый делал ход. Карточка очень быстро переставала быть нужной, так как на ней фиксировалось лишь название условия, а способ анализа позиции с точки зрения этого условия давался экспериментатором в речевой форме, причем применительно к тем конкретным позициям, на материале которых происходило объяснение. Это означает, что не все необходимые компоненты были выделены в обобщенной форме и не все были материализованы в процессе обучения.

После того как испытуемый научился в плане громкой речи правильно анализировать позиции и не делал ошибок в выборе хода, ему разрешалось проводить анализ про себя, называть вслух только выбранный ход.

Вот как идет решение задачи с исходной позицией Лг» 5: белые —Kpd2, Of4; черные —Kph8.
Экспериментатор просит ничего не говорить вслух, все обдумать про себя, назвать только ход, который он решит сделать. Через 1,5 мин. испытуемый называет правильный ход: Og5.
Характерно, что во время обдумывания испытуемые часто шевелят губами: анализ позиции ведут с проговариванием про себя. По просьбе экспериментатора испытуемый объясняет свой выбор так: «После этого хода король черных может ходить только на h8 и h7».

После безошибочного решения нескольких задач с разными исходными позициями (с рассуждением про себя) экспериментатор совместно с испытуемым резюмируют сущность принципа отрезания: надо стремиться завоевать у противника как можно больше полей и линий, возможно больше ограничить контригру противника. Аналогичным образом происходила работа и с двумя другими условиями. Задания подбирались так, чтобы показать отрабатываемое условие в разных типичных ситуациях. Так, при усвоении принципа взаимодействия сил давались позиции, где требовалось наладить взаимодействие сил в начале решения, в процессе оттеснения, на заключительном этапе.

Последнее из трех выделенных условий служит звеном, связывающим первые два. Оно позволяет делать . выбор. При одних исходных позициях важно прежде всего отрезать у противника пространство, при других —соединить свои силы. Система объективных условий, которая, в свою очередь, определяет выбор того или другого условия, в данном эксперименте не выделялась в обобщенном виде и не проходила строго поэтапной отработки.

Таким образом, при усвоении всех этих условий методика поэтапной отработки реализовалась лишь частично. Но и это позволило научить испытуемых достаточно хорошо учитывать каждое из условий при анализе задач данного типа: с использованием лишь короля и ферзя. Подавляющее большинство ходов, реализующих то или иное условие, выполнено ими правильно.

После этого переходили к решению первой задачи: «мат королем и ферзем одинокому королю».
2. Решение задачи: «мат королем и ферзем одинокому королю» испытуемыми подгруппы А
Трем испытуемым экспериментатор показывает, как следует руководствоваться известными им принципами при решении задачи «мат королем и ферзем одинокому королю». Каждый возможный ход детально обсуждается с учетом всех условий и только после этого выбирается тот, который оказывается со всех точек зрения наиболее выгодным. После доведения объяснения и решения до конца экспериментатор предлагает испытуемым решить задачу самостоятельно. Все испытуемые справились с решением задачи легко и быстро.
Приводим решение задачи испытуемым Ф.

Исходная позиция:
Белые —Kpgl, Фс1.
Черные —Кре5.
1. Фс4.
Испытуемый: «Я отрезаю короля по этой линии».
1. …Kpf5. 2. Kpf2.
Испытуемый: «Король идет на помощь ферзю».
2. …Кре5. 3. Kpf3 Kpf5. 4. Фе4.
Испытуемый: «Фигуры соединились. Теперь я буду гнать короля в угол».
4. …Kpf6. 5. Kpf4 Kpg7. 6. Kpf5.
Испытуемый: «Ферзь отрезает по этой линии, а король гонит черных дальше».
6. …Kph6. 7. <Pg4.
Испытуемый: «Король отрезан на последней линии. Нужно гнать его дальше в угол и ставить мат».
7. …Kph7. 8. Kpf6 Kph8. 9. Фё7Х.

Как видим, испытуемый не только успешно решил задачу, но и обнаружил понимание ее внутренней логики, умение сознательно ставить цели и достигать их, исходя из принципов, лежащих в основе решения. Другие два испытуемых дали аналогичное этому решение.

Двум испытуемым задача была предъявлена сразу для самостоятельного решения. Заметим, что они до этого не только не решали ни одной шахматной задачи, но и не видели, как это делает экспериментатор. Во всех заданиях, с которыми они имели дело до этого момента, решение задач не доводилось до конца. Несмотря на это, оба испытуемых успешно решили задачу.

Вот решение одного из них: испытуемого М.
Исходная позиция:
Белые —Kpgl, Фс1.
Черные —Кре5.
1. Фс4.
Ход был сделан немедленно.
1. …Kpf5. 2. Kpf2.
Испытуемый: «Я хочу соединить короля с ферзем».
2. …Кре5. 3. КреЗ Kpf5. 4. Фе4.
Ставит ферзя рядом с королем противника.
Экспериментатор: «А ты не боишься потерять ферзя?»
Испытуемый: «Нет, ведь король его защищает».
4. …Kpf6. 5. Kpf4 Kpg7. 6. Феб.
Король черных отрезан по шестой линии.
6. …Kpf8. 7. Фс17.
Путь, избранный испытуемым, на один ход длиннее идеального, но принципиально — правильный.
7. …Kpg8. 8. Kpg5.
Теперь следует приближение короля.
8. …Kpf8. 9.»Kph6Kpg8. 10. Фg7x (6 мин.).
Аналогичным было и решение задачи испытуемым К.
Качество решения этой задачи было очень высоким. Правильных ходов на 14% больше, чем во второй группе, ошибочных совсем нет (у испытуемых второй группы —8%). Показательно и то, что нейтральные ходы составляют всего 10% (во второй группе —16%). Это говорит о четкости решения.
После этого испытуемым подгруппы А была предложена эта же задача, но с другим исходным положением фигур. Все специфические трудности, связанные с решением задачи с видоизмененной позицией, были преодолены испытуемыми легко. Задача была решена всеми испытуемыми.
Типичное решение задачи испытуемым К.

Исходная позиция:
Белые —Kph3, Qgl.
Черные —Кре7.
1. Ф6 (король заключен на двух последних линиях). Испытуемый К.: «Ферзь отрезан по этой линии».
1. …Kpd7. 2. Kpg4.
Испытуемый: «Надо подвести короля, а потом буду гнать в угол».
2. …Кре7. 3. Kpf5 Kpd7. 4. Феб Крс7. 5. Кре5 КрЬ7. 6. Фг16 Кра7.
Белые оттесняют короля дальше в угол.
7. Феб КрЬ8. 8. Фс17 Кра8. 9. Крс16 КрЬ8. 10. Крсб Кра8. 11. ФЬ7Х (4 мин.).
Задачу с видоизмененной исходной позицией все испытуемые решили столь же хорошо, как и задачу с первоначальной исходной позицией. Четкость решения в данном случае несколько меньшая, чем при решении исходной позиции (нейтральных ходов 18% против 10% в исходной), но ошибочных ходов совсем нет.

3. Решение контрольной серии задач испытуемыми подгруппы А
Первой была предъявлена задача «мат королем и двумя слонами одинокому королю».
Решение этой задачи никто из испытуемых этой подгруппы не смог довести до конца, хотя многие были близки к этому. Характерно, что с самого начала у испытуемых не было той разбросанности действий, которая наблюдалась у испытуемых второй и особенно первой групп. Фигуры сразу же действовали вместе.

И если король черных не сразу отбрасывался от центра, то это объяснялось поисками конкретного, подходящего для данной ситуации метода оттеснения.
В ходе оттеснения испытуемые также добились неплохих успехов. Король черных оказывался на шестой — седьмой, а иногда и на крайней линии. В ходе решения испытуемые все время произносили принципы решения вслух, причем они у них получали конкретное оформление, например: «Нужно жать его в угол всеми фигурами сразу»; «Теперь слоны отрезают эти линии, а король будет наступать»; «Сюда играть нельзя, король уйдет, надо играть этим слоном».

Рассмотрим в качестве примера решение задачи испытуемым Фр. Белые —Kpel, СП, Cel. Черные —Кре5.
1. СЬ2 Кре4. 2. Cg2 КреЗ. 3. Се5 КраЗ. 4. Cf3 Крс4. 5. Kpd2 Крс5.
Испытуемый начинает наступление сомкнутым строем. 6. Се4 Крс4. 7. КреЗ Крс5. 8. Cd4 Крс4. 9. Cd3. Фигуры белых действуют так, что король не может прорваться сквозь их строй.
9. …КрЬ4.
Король черных оказывается на предпоследней, а вскоре становится прижатым к крайней линии.
10. Кре4 Кра5. 11. Сс4 КрЬ4. 12. Kpd5 Кра4. 13. СЬб КрЬ4.
14. Cd4 Кра4. 15. СЬ2 КрЬ4.
Белые не могут наладить заключительного оттеснения в угол. 16. Kpd4 Кра4. 17. КреЗ Кра5.
Сопротивление черных относительно велико и белым не удается его преодолеть.
18. Kpd4 КрЬб. 19. СаЗ Креб.
Король вырвался с последней линии.
20. Сс5 Kpd7. 21. Cd5 Крс7. 22. Кре5 Kpd7 (10 мин.).

Важно отметить, что в конечной позиции королю черных не удалось вырваться обратно в центр. Фигуры белых после неудачи не теряют взаимодействия и продолжают держать короля на предпоследней линии. Таких позиций никто из испытуемых первой и второй групп не добивался.
В качестве второй была дана задача «мат королем и ладьей одинокому королю». Двое из пяти испытуемых с задачей справились.
Решение задачи испытуемым Фр. Белые —Kpel, ЛЫ. Черные —Кре5. 1. ЛЬ4.
Белые сразу завоевывают максимум возможного пространства.

1. …Kpf5. 2. Kpf2.
Теперь он подтягивает короля.
2. …Кре5. 3. КреЗ Kpf5. 4. Kpd4 Kpg5. 5. Ле4.
Испытуемый: «Теперь король и ладья вместе. Нужно гнать короля в угол».
Экспериментатор: «А что для этого ты будешь делать?». Испытуемый: «Нужно отрезать от линий».
5. …Kpfo. 6. Лп4 Kpg5. 7. Ле4 Kpf5. 8. КреЗ Kpg5. 9. JlfA Kpg6. 10. Кре4 Kpg5. 11. Kpf3 Kpg6. 12. Kpg4 Kpg7. 13. Л15 Kpg6. 14. Kpf4 Kpg7.
Белые делают не самые сильные ходы, но зато не дают противнику никаких шансов на спасение.
15. Kpg5 Kpg8. 16. Л.6 Kpg7. 17. Kpf5 Kpg8. Финал проведен очень хорошо. 18. Kpg6Kph8. 19. Л18Х (7 мин.).

Решение задачи вторым испытуемым аналогично. Один из остальных трех испытуемых дал пат. Двое, израсходовав отведенные 10 мин., сумели лишь загнать короля в угол или на последнюю линию, а с построением матовой сети не справились.
С решением последней контрольной задачи«мат королем и двумя ладьями одинокому королю»все испытуемые справились успешно. Задача была решена в 9 —13 ходов за 3 —5 мин. Следует отметить, что испытуемые часто шли путем, отличным от общепринятого. Так, например, испытуемый Ф. включил в игру своего короля. Приводим его решение задачи.

Белые —Kpel, Ла1, ЛЫ.
Черные —Кре5.
1. Ла4Крс15. 2. Лп4.
Несколько лучше 2. Лп5, но ход испытуемого подчеркивает взаимосвязь ладей белых.
2. …Крс5. 3. Ла5 Крсб. 4. Лп5 КрЬб. 5. Kpd2.
Можно было, конечно, заматовать и одними ладьями, но испытуемый Ф., по аналогии с тем, что делалось при решении предыдущих задач, подтягивает короля.
5. …Крсб. 6. Kpd3 КрЬб. 7. Kpd4 Крсб. 8. Лс5 Kpd6. 9. Лпб.
Силы белых превосходно взаимодействуют, отрезая у черных все новые и новые линии.
9. …Kpd7. 10. Kpd5 Кре7. 11. Лс7 Kpd8.
Белые отлично проводят финальную атаку ладьями. Король же белых играет не позиционную, а скорее моральную роль: он подчеркивает господство белых на всей доске.
12. ЛЬ7 Кре8. 13. Лс8х (5 мин.).

Специфическим моментом при решении задачи «мат королем и двумя ладьями» является то, что здесь фактор отрезания линий играет преобладающую роль. Король же черных почти не может бороться против действий ладей с обоих флангов. Ввиду этого взаимодействие сил легко поддерживается. Большая точность ходов в данном случае не имеет такого большого значения, как при решении задачи «мат королем и двумя слонами».

Из таблицы видно, что с понижением объективной сложности задачи растет число правильных ходов и падает число ошибок.
Процент правильных ходов при решении всех задач испытуемыми этой группы гораздо выше, чем при решении их испытуемыми второй группы; так, при решении наиболее трудной задачи («мат королем и двумя слонами») испытуемые второй группы сделали только 26% правильных ходов, ошибки же составляли 53%. В данном случае отношение обратное: правильных ходов сделано больше, чем ошибочных, в два раза. Аналогичная картина наблюдалась и при решении других двух задач.

Важно отметить, что из 15 предъявленных задач было решено 7; испытуемые второй группы решили задачи только в трех случаях. Решение задач испытуемыми третьей группы отличалось целеустремленностью и осмысленностью. Недостаточное владение техникой матования объясняется тем, что необходимые для этого умения у них не были сформированы. Как уже указывалось, при усвоении отдельных условий ни одна задача специально не доводилась до матовой позиции. До предъявления контрольных задач они решили, таким образом, всего одну задачу«мат королем и ферзем» (решение доведено до конца). Больше того, при усвоении системы принципов, лежащих в основе решения всех задач данного типа, испытуемые имели дело только с двумя фигурами: королем и ферзем. В контрольных же задачах были другие фигуры. Следовательно, у испытуемых не было до этого не только опыта решения таких задач, но и опыта применения отдельных принципов.

4. Обучение решению задачи «мат королем и ладьей одинокому королю»
С целью дальнейшего обобщения основных принципов их отработка была продолжена на вариантах задачи «мат королем и ладьей одинокому королю». Ни одна позиция не доводилась до окончания. После этого им было предложено провести анализ одного из вариантов задачи с учетом всех принципов, а затем решить задачу. Испытуемые составили общий план решения, а при его реализации мотивировали каждый свой ход. Все испытуемые справились с задачей, решив ее за 18 —20 ходов и затратив на решение 5 —7 мин. Количество правильных ходов при этом составило 84%, ошибочных совсем не было, 16% составили неточные ходы.

Учитывая, что все испытуемые успешно справились с задачей «мат королем и двумя ладьями» при первом предъявлении ее в качестве контрольной, дополнительное обучение на этом заканчивалось. Таким образом, испытуемые этой подгруппы имели теперь опыт решения тех же задач, что и испытуемые других групп после усвоения ими решения третьей задачи (мат Кр и 1Л).

5. Возможности «переноса» после решения третьей задачи: «мат королем и ладьей одинокому королю» (подгруппа А)
Испытуемым была повторно предъявлена самая трудная задача контрольной серии: «мат королем и двумя слонами одинокому королю». На этот раз четверо испытуемых из пяти с задачей справились, сделав 22 —25 ходов и затратив 7 —9 мин. Один испытуемый, загнав короля в угол, не успел дать мат за 10 мин. В его игре было наибольшее количество неточностей, но в заключительной позиции он тоже был уже недалек от цели.

Результаты решения являются хорошими. В идеале мат дастся только за 17 ходов, что представляет достаточно трудную задачу. Ни один из испытуемых первой и второй групп, как мы видели, с ней справиться не смог. Качество игры испытуемых третьей группы было довольно высоким. Они учитывали все основные условия. Отрезание по диагонали проводилось легко. Взаимодействие сил, целеустремленность были на самом высоком уровне: все испытуемые с самого начала гнали короля в угол.
Взаимодействие сил в процессе оттеснения шло так же хорошо: поля и линии отрезались последовательно и методически, королю черных редко удавалось отвоевать даже часть завоеванного белыми. Испытуемых можно было упрекнуть лишь в некоторой медлительности. Испытуемые хорошо играли и в финальной части, спокойно делая необходимые выжидательные ходы, с чем не могли справиться испытуемые второй группы.

В качестве иллюстрации приводим решение задачи испытуемым М.
Белые —Kpcl.Ccl, СП.
Черные —Кре5.
1. Крс2 Кре4. 2. СеЗ Крс5. 3. Cg2 Kpf5. 4. Cf3 Кре5. 5. Kpd3 Kpf5. 6. Ce4 Kpe5.
Белые приступают к оттеснению всеми фигурами сразу. 7. Cg5 Креб. 8. Kpd4 Kpd6. 9. Cd5 Kpd7. Король черных оттеснен на седьмую линию. 10. Cf4 Кре7. 11. Кре5 Kpd7. 12. СеЗ Кре7. 13. Сс5 Kpd7. 14. Cd6 Kpd8.
Теперь король противника оттесняется в угол.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>