http://npc-news.ru/

Многозначность текста

Но, разумеется, литераторы обыгрывают не только осмыслен­ные части слов (подслова), но используют и массу других воз­можных многозначностей текста. Поэты любят, например, сочи­нять палиндромы, т. е. стихи-перевертыши, которые читаются слева—направо точно так же, как справа—налево. Вспомним знаменитое фетовское «А роза упала на лапу Азора», не говоря уже о поэме В. Хлебникова «Разин». Но что такое палиндром: поэтический изыск и интеллектуальное трюкачество или специфи­ческий способ эмоционального поэтического воздействия? Если второе, то это значит, что существует когнитивный механизм, вос­принимающий текст в обратной последовательности. Только при таком предположении можно объяснить, почему читатель спосо­бен, пусть не сознавая природу этой способности, испытывать эмоциональное воздействие от палиндрома. Только тогда понят­но, что фраза «Аргентина манит негра» действительно восприни­мается и в прямом и в обратном направлении. Но возможно ли, что человек читает текст во всех возможных направлениях?

Если текст действительно читается и прямо, и наоборот, то ре­зультат чтения в обратной последовательности, не будучи осозна­ваем в обычных условиях, может становиться результатом нега­тивного выбора, особенно если так прочтенный текс^г образует привычные осмысленные слова и словосочетания. Следовательно, можно ожидать, что текст, имеющий привычную осмысленную ин­терпретацию при чтении «наоборот», будет вызывать некоторые трудности у читателя, так как содержит негативно выбранный компонент, что, как уже отмечалось, может приводить к затруд­нению осознания текста в целом. Это предположение было про­верено в следующем эксперименте, носящем, впрочем, эскизный характер.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>