http://npc-news.ru/

Крестьянские дети стихотворение Н. А. Некрасова

 

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши1 — живётся легко.

1 Ви́рши — стихи.

Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся весёлого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи.
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шёпот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
Чу! шёпот опять!
П е р в ы й   г о л о с
Борода!
В т о р о й
А барин, сказали!..
Т р е т и й
Потише вы, черти!
В т о р о й
У бар бороды не бывает — усы.
П е р в ы й   г о л о с
А ноги-то длинные, словно как жерди.
Ч е т в ё р т ы й
А вона на шапке, гляди-тко — часы!
П я т ы й
Ай, важная штука!
Ш е с т о й
И цепь золотая…
С е д ь м о й
Чай, дорого стоит?
В о с ь м о й
Как солнце горит!
Д е в я т ы й
А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.
П я т ы й
Ружьё! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные…
Т р е т и й (с испугом)
Глядит!
Ч е т в ё р т ы й
Молчи, ничего! постоим ещё, Гриша!
Т р е т и й
Прибьёт…
———————————
Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины2 летят воробьи.

2 Мяки́на — остатки колосьев после молотьбы.

Затих я, прищурился — снова явились,
Глазёнки мелькают в щели.
Что было со мною — всему подивились
И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой… — «Услышит, молчи!»
———————————
О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого сорта людей», —
Я всё-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ко, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»

«Крестьянские дети». Худ. Д. Шмаринов иллюстрация к стихотворению

Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали.
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав — вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин,
Под праздник молиться катит.
Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнёт с Волочка, до Казани дойдёт!
Чухну передразнит, мордву, черемиса3,
И сказкой потешит, и притчу4 ввернёт:

3 Чу́хна (чухонцы) — эстонцы; мордва́, череми́сы (марийцы) — поволжские народы России.
4 Притча — см. Краткий словарь литературоведческих терминов в разделе «Справочные материалы».

«Прощайте, ребята! Старайтесь наипаче
На Господа Бога во всём потрафлять.
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на Бога роптать, —
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет мёду со пчёл, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы из носу шибко росли…»
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им всё покажи.
Прохожий заснёт под свои прибаутки,
Ребята за дело — пилить и строгать!
Иступят пилу — не наточишь и в сутки!
Сломают бурав — и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали, —
Что новый прохожий, то новый рассказ…

Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой.
И русых головок над речкой пустынной,
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра…
А солнце палит их полуденным зноем.
Домой, ребятишки, обедать пора.
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал своё —
Не пьёт! отступились…
Кто ловит пиявок
На лаве5, где матка колотит бельё,
Кто нянчит сестрёнку, двухлетнюю
Глашку, Кто тащит на пожню6 ведёрко кваску,

5 Ла́ва — деревянные мостки на реке.
6 По́жня — покос.

А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок —
Всё беленький, жёлтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припёке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку7:

7 Ловит лукошком лошадку — приманивает лошадь лукошком с овсом.

Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рождённой
И в фартуке с поля домой принесённой,
Бояться смиренной лошадки своей?..

Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернёхоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом8, суматоха!

8 Содо́м — здесь: беспорядок.

Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился… ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством…
— Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной! —
Но даже и труд обернётся сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребёнок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, пострелёнок!»
Ванюша в деревню въезжает царём…

Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребёнок свободно
Растёт, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…
Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище! — «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки? — «Из лесу, вестимо.
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя?
— «Власом».
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал…
Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребёнок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и легонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

«Крестьянские дети». Худ. Д. Шлюринов иллюстрация к стихотворению

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните своё вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье9 поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

9 Обая́нье — очарование.

——————————————
Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей,
— Эй, воры идут! — закричал я Фингалу.
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей! —
Фингалушка скорчил серьёзную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лёг — и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла,
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами! — «Фингалка, умри!»
— Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!
«Смотри — умирает — смотри!»
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: тёмная туча висела
Над нашим театром как раз.
Под крупным дождём ребятишки бежали
Босые к деревне своей…
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей10.

10 Ду́пель — промысловая птица.

 

Крестьянские дети. Автор: Н. А. Некрасов

Краткий анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу.

Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в некоторых фрагментах. По характеру ударения на последние слоги автор использует чередование женской и мужской рифмы.

Интересна кольцевая композиция стихотворения. В первой части лирический герой рассказывает о встрече с ребятами на охоте. Затем он переходит к своим воспоминаниям, чередуя их с размышлениями о судьбе и воспитании детей крестьян. В заключение герой говорит о том, что «Теперь пора возвратиться к началу», и мы снова переносимся в ситуацию охоты. Она завершается открытым концом — это характерный для Некрасова прием. Герои переждали грозу и отправились на новую охоту, однако это событие лежит уже вне поля нашего зрения.

Особенности композиции не позволяют назвать время и пространство стихотворения линейными. Сначала мы находимся в ситуации охоты, затем переносимся в пространство размышлений героя, из которых он переносит нас в пространство и время своего детства. Критики приписывают произведению автобиографичность – лирический герой вполне может описывать воспоминания самого Некрасова, который воспитывался в родовом имении в деревне Грешнево.

Размышления о крестьянских детях и об их судьбе приводят поэта к ключевой для него теме судьбы российского народа. Любовь смешивается с чувством боли (противопоставление эпитетов «красное детство» и «скудное поле», упоминание «честных мыслей, которым нет воли»). Стихотворение Некрасова гармонично вписывается в его творчество и содержит в себе рассуждения на актуальные для того времени темы.

Краткое содержание стихотворения Некрасова «Крестьянские дети»

В стихотворении «Крестьянские дети» рассказыва­ется об охотнике, который забрел в крестьянский сарай и заснул. Крестьянские дети случайно заходят в сарай и видят уснувшего барина. Они очень любопытны и на­блюдательны. Они обсуждают увиденную картину не­принужденно и остроумно. Автор любит своих героев, их внимание оценивает он очень тепло и поэтично. Свою любовь к крестьянским детям поэт объясняет примерами из увиденной им ранее деревенской жизни. Автор рассказывает, как он сам вместе с ребятами искал грибные места, вспоминает их шутки. Так приятно видеть деревню летом в пору сбора ягод, орехов, ловли птиц. Летняя страда описывается автором очень привлекательно. Дети охотно участвуют в уборке урожая. Им доставляет большое удовольст­вие проехать по деревне на огромном возу с сеном на зависть другим. Но поэт не идеализирует деревенскую жизнь.

Он видит и обратную сторону медали: беспощадные мошки беспрерывно едят работника летом, а зимой кресть­янские дети должны каждый день вывозить из лесу дрова. Поэт с восхищением и жалостью описывает ше­стилетнего мальчика, который самостоятельно вывозит из лесу дрова на повозке. Мальчик гордится своей ролью, он даже говорит басом, подражая взрослым. Автор понимает, что будущее этого ребенка уже определено его положением. Его ждет тяжелый труд. Он всю жизнь, как и его отец, будет удобрять землю, сеять, косить. Летом его будут беспощадно кусать мошки, а зимой пробирать до костей лютые морозы. После прочтения стихотворения чувствуешь любовь автора к крестьянским детям и желание помочь им, облегчить им жизнь!

Ответы на вопросы по стихотворению Некрасова Крестьянские дети

1.Вы прочитали стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?

Стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» названо так, так как основная его тема — жизнь крестьянских деток. Оно ведает о различных встречах создателя с деревенскими ребятишками и об авторском осмыслении этих встреч.

Встреча героя во время его очередной охоты произошла, когда герой утомился, уснул в сарае, а проснувшись, увидел, что за ним наблюдают через щель несколько крестьянских ребятишек.

Создатель — не крестьянин. Некрасов пишет о для себя: проживая в Петербурге, занимаясь журналистикой, он очень обожал охотиться и часто уезжал из городка в леса, где отдыхал, охотился и писал стихи.

1-ое, что лицезреет герой, — это глаза деток. Он обрисовывает их с большой любовью, так как в очах отражается душа человека, ассоциирует их с полевыми цветами:

Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!

Когда детки обращаются в бегство, подумав, что герой просыпается, поэт пишет: «человека заслыша, / Так стаей с мякины летят воробьи». Создатель нежно ассоциирует малышей со стайкой пугливых воробьев.

Детки рассуждают о герое, рассматривают его, пробуют определить его социальную принадлежность: барин он, другими словами помещик, дворянин, либо разночинец. Они обращают свое внимание на бороду (малыши считают, что «у бар бороды не бывает — усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются.

Что было со мною — всему подивились И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой…

Малыши считают, что охотятся люди, чтоб добыть дичь и съесть ее. Они лицезреют, что человек, заснувший в сарае, довольно богат, чтоб охотиться ради пропитания, и может тихо отдыхать, по воззрению детей, лежать на печи. Они лицезрели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, другими словами с одним из фермеров их деревни, а «баре», по их воззрению, никогда не будут дружно и свободно разговаривать с крестьянами. Потому гость — «не барин».

3.Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Нужно сказать, что Некрасов, в отличие от многих дворян тех пор, никогда не считал фермеров людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в их природную находчивость, разум и людскую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детками. Далее автор вспоминает, как в детстве он прогуливался с детками за грибами.

Создатель пишет, что во время «грибных набегов» он старался приметить «грибное местечко», а после не мог его отыскать. Крестьянские же детки просто позже находили такие места по одним им понятным приметам. Детки могли и подшутить над простачком: так они пошутили, назвав змею колечком. В другой поход в лес детки «губили довольно» змей и клали на перилы моста, по которому проходила через село большая дорога. Они задумывались, может быть, под впечатлением российских народных сказок, где богатыри бьются со Змеем Горы- нычем, что люд, проходящий по ней, опешиться подвигам живущих тут ребятишек, пошевелит мозгами: «Это кто ж столько змей наловил?»

В селе росли древние раскидистые вязы, и в горячий летний денек тут на отдых в холодке останавливалось много людей, проходящих по дороге, в главном мастеровых, рабочих. Детишки обступали их, и рабочие ведали внимательным слушателям о том, что лицезрели в жизни: «про Киев, про турку, про чудных зверей». Дорога была для деток специфичной школой жизни.

4.В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?

Под «нарядной стороной труда» создатель предполагает удовлетворенность от прекрасной и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит обеспеченный сбор. Когда ребенок лицезреет, что работа, в какой он учавствовал, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почетом и почтением, ему тоже охото учавствовать в труде, и таковой труд — не тягость, не наказание, а удовлетворенность.

6.Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Перед мысленным взглядом читателя, который знакомится с этим стихотворением, проходит много картин.

1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а детки подглядывают за ним в щелку и говорят вместе, обсуждая охотника.

2) Создатель вспоминает, как был небольшим, вспоминает походы крестьянских деток за грибами и их шуточку со змеей.

3) Крестьянские детки на большой дороге внемлют рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.

4) После сбора грибов детки купаются в луговой речке.

5) Возвратившись в деревню, малыши занимаются играми, кто-то помогает родителям.

6) Малыши идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старенького глухаря.

7) Картины сельского труда, которые следит ребенок.

8) Встреча создателя с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова.

9) Создатель ворачивается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с детками: создатель скомандовал дрессированной собаке показать некие шуточки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и малыши убежали в деревню.

7.Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины, нарисованные создателем, проникнуты хорошим чувством любования и сразу печалься: создатель отлично знает жизнь крестьянских деток, он соображает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону. Создатель соображает, что малыши — это и есть будущее народа.

8.Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

См. 6-й вопрос.

Поэт обращается к детям с призывом обожать свою родную землю:

Поэт обращается к детям с призывом любить свою родную землю:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

1.Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!

Значение слов и словосочетаний:

вирши — стихи
коснулось души умиленье — человек испытал чувство умиления, светлой тихой радости
милые плуты — автор называет так детей потому, что они хит-рят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла
святой доброты — доброта святая, потому что она бескорыстна, глубоко искренна
грибные набеги — веселые походы в лес за грибами
рубанок — столярный инструмент
синеющей лентой — автор сравнивает реку с лентой, синею-щей между зеленых полей
вековое наследство — автор имеет в виду лучшие традиции русского народа, любовь к труду, к родине
хлеб трудовой — хлеб, который достается не даром, а благо¬даря большому труду.

2.Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вона, не засти, украдут… Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.

Гляди-тко, погляди-тко, спроста.

3.В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Изваяние — скульптурное изображение; статуя.
Величава — проникнутая торжественной красотой, величием;
свидетельствующая о внутреннем достоинстве; величественная.
Родименький — свой, родной.
Удел — доля, судьба, участь.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>