http://npc-news.ru/

Информация и информатизация. Этапы развития информатизации. Негативные последствия внедрения информатизации

С содержательной точки зрения «информация» — это сведения о ком-то или о чём-то, а с формальной точки зрения — набор знаков и сигналов.

Понятие “информация” тесно связано с такими терминами, как “данные”, “сообщения”, “сведения” и “знания”.

Данные — это формальные факты или идеи, которые можно хранить, обрабатывать и передавать на расстояние.

Данные также определяются, как числа, символы или буквы, которые используют при описании личностей, объектов, ситуаций, а также для их анализа, обсуждения или принятия соответствующих решений.

Другой формой представления информации является сообщение.

Сообщение — это текст, цифровые данные, изображения, звук, графика, таблицы и др.

Сообщения содержат информацию тогда, когда могут быть приняты и поняты любым живым существом или приёмником информации.

Сведения – практически синоним понятия “Сообщения”. Они чаще всего носят бытовой характер.

Можно считать, что сведения, сообщения и данные являются составляющими (компонентами) информации, особенно когда говорят, что они используются в вычислительной технике в виде электронных (машиночитаемых) данных.

Важной составляющей информации являются знания.

Знания – это:

а) вид информации, отражающий опыт и восприятие человеком окружающего мира;

б) понимание определённой информации с целью лучшего её использования при решении конкретных задач;

в) факты и правила, сохраняющиеся в памяти людей и влияющие на их убеждения;

г) способность получать информацию и отношение к полученным данным и др.

Знание — способность человека получать необходимые ему данные, обдумывать (осмысливать) и преобразовывать их в информацию.

Информация не всегда превращается в знания. Она может быть динамична, когда речь идёт о распространении и функционировании знаний потому, что одни и те же данные могут представлять разную информацию.

Получив какие-либо данные, человек усваивает (воспринимает и понимает), а затем превращает их (информационно-когнитивный процесс) в новую (по крайней мере для себя) информацию. Так происходит воссоздание (обновление) знаний, получение новых личных и общественных знаний. Этот процесс изображён на Рис. 1.1.

Рис. 1.1. Соотношение понятий «информация», «данные», «знания».

Информация характеризуется источниками её возникновения, потребителями, средой распространения и средствами её доставки. На рис. 1.2. укрупнёно отражена система “поставщик – потребитель информации”.


Рис. 1.2. Обобщенная схема взаимосвязи “поставщик – потребитель информации”.

Источники – это живые существа, документы на любых физических носителях информации. Среда распространения – это окружающее нас пространство и технические средства связи (коммуникаций). Средства, обеспечивающие доступность информации – это информационно-поисковые системы (ИПС) и их лингвистической обеспечение. Потребитель информации – это живое существо, техническое устройство, в т.ч. имеющее какой-либо физический носитель информации.

Свойства информации

Информация обладает различными свойствами. Для их систематизации используют разные варианты её деления (классификации).

Классификация — деление объектов на классы, образуемые в соответствии с определёнными признаками.

Например, компьютерные технические устройства воспринимают информацию по форме её представления, как: текстовую, графическую, числовую (цифровую), звуковую, видео (статическую и динамическую), мультимедийную (комбинированную), а также: оптическую и электромагнитную.

По содержанию информацию делят на: экономическую, правовую, техническую, социальную, статистическую, организационную и т.д. Содержание информации обычно определяет её назначение.

Определённый интерес представляет “научная информация” (англ. “Scientific information”, SI) – это логически организованная информация, получаемая в процессе научных исследований. Она отражает явления и законы природы, общества и мышления. Специалисты отмечают, что все достижения в области информации прямо касаются науки. Разновидностью научной информации является научно-техническая информация.

Научно-техническая информация” (англ. “Science and technical information”, STI) возникает в результате научно-технического развития общества. Она зафиксирована в документах и необходима руководителям, научным, инженерным и техническим работникам, а также обучаемым в процессе их жизнедеятельности и включает статьи и тезисы, монографии, авторефераты и диссертации, рефераты и аннотации и т.п.

Какими же свойствами обладает информация? Если её рассматривать как некоторый физический объект, то информацию можно:

 

  • создавать (генерировать),
  • передавать (транслировать),
  • хранить и сохранять,
  • обрабатывать (перерабатывать).

    Отметим, что однозначных классификаций нет.


    Информатизация

    Информатизация – это организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования ИР.

    Составляющие информатизации: аппаратно-программные и коммуникационные средства; электронные информационные ресурсы; нормативная и методическая поддержка; специалисты и квалифицированные пользователи.

    К средствам информатизации относят: СМИ, базы и банки данных, вычислительные информационные сети, информационно-поисковые системы, средства хранения, обработки и передачи данных.

    Этапы развития информатизации

    Выделяют следующие этапы развития информатизации:

    • технический период («железный век», аппаратная фаза), в течение которого сложились основные представления о структуре универсальных вычислительных машин (ЭВМ), определилась архитектура и типы устройств. В течение этого периода перестали использоваться АВМ (аналоговые ВМ), машины для открывания и закрывания дверей, шахматные машины и пр. специализированные контроллеры. Данный период можно ограничить 1947–1970 гг., с момента появления первой ЭВМ и до окончательного утверждения современных представлений о составе, принципах функционирования и структурах ЭВМ. В последующем развитие в основном шло в направлениях повышения экономической, технической, энергетической эффективности путем миниатюризации и повышения быстродействия электронных и механических устройств ЭВМ. При всем многообразии конструкций, центральный процессор и память подчиняются принципам фон–Неймана.
    • программный период («бронзовый век, программная фаза») характеризуется выработкой современной классификации программных средств, их структур и взаимосвязей, сложились языки программирования, разработаны компиляторы и принципы процедурной обработки, операционные системы, языки управления заданиями. Он ограничен периодом 1954–1970 гг. – начиная с появления первого языка программирования «Fortran» и заканчивая формированием окончательных представлений о функциях операционных систем, систем программирования и прикладных программ (приложений).
    • информационный период («серебряный век», информационная фаза) – в центре внимания исследователей и разработчиков оказываются структуры данных, языки описания (ЯОД) и манипулирования (ЯМД) данными, непроцедурные подходы к построению систем обработки информации, базы данных, автоматизированные ИПС – с 1970 по 1990 гг.;
    • гуманитарный период («золотой век»), связан с резким расширением круга пользователей информационных технологий и повышением роли интерфейсных, коммуникационных и навигационных возможностей соответствующих систем – с 1990 г.
    • период нанотехнологий – начиная с конца XX века.

    Информационное общество


    Информация охватывает все сферы, все отрасли общественной жизни, прочно входит в жизнь каждого человека, воздействует на его образ мышления и поведение. Высокий уровень знаний и практических применений информации, информационных технологий в различных предметных областях и сферах деятельности социума стимулировал формирование представления о переходе промышленно развитых государств в новую форму существования, получившую название «информационное общество». На смену индустриальному веку приходит эра информации, и страны разных типов стремятся создать информационное общество. Процесс информатизации общества является закономерным глобальным процессом развития цивилизации, который обусловлен целым рядом объективных факторов. Важнейшими из них являются:

    • быстро возрастающая сложность искусственно создаваемой человеком среды своего обитания – техносферы, которая все больше снижает ее надежность и устойчивость;
    • истощение природных ресурсов планеты и обусловленная этим необходимость отказа от господствующей в настоящее время парадигмы экстенсивного развития цивилизации;
    • возрастание экологической опасности и необходимость поиска решения самой актуальной и сложной проблемы современности – проблемы выживания человечества как биологического вида.

    Информатизация общества является стратегическим фактором развития цивилизации, который благодаря особым свойствам информации, дает человечеству определенные шансы решить перечисленные глобальные проблемы и перейти к новой парадигме устойчивого и безопасного развития. При этом информационные технологии становятся теми средствами, которые человек может использовать как для расширения, так и развития своих собственных способностей: возможностей памяти, логики, пространственного воображения.

    Все большее число стран объявляют генеральной линией своего развития – это построение информационного общества. XXI век объявлен веком информатизации. В России, как и в ряде стран мира, имеется «Концепция формирования информационного общества» (в 1999 г. Концепция была одобрена решением Государственного комитета по информатизации при ГК РФ по связи и информатизации — №32 от 28 мая 1999 г.). В ней определено, что в нашей стране в первой четверти XXI столетия должны быть созданы основные черты и признаки информационного общества. При этом отмечается, что у России свои предпосылки перехода и свой специфичный путь, ибо она обладает великим культурным наследием и многонациональной самобытной культурой, в ней одна из лучших систем образования.

    В 2000 г. Россия подписала Окинавскую «Хартию глобального информационного общества».

    Информационным видимо следует считать общество, в котором решающую роль играют приобретение, хранение, распространение и использование знаний с широким использованием достижений научно-технического прогресса, позволяющего постоянно совершенствовать государственные, научные, общезначимые и персональные структуры, системы и т.п. Процесс информатизации в России заключается в создании и развитии информационных систем (ИС), поддерживающих современные информационные технологии для обслуживания практически всех основных сфер жизнедеятельности общества.

    Постоянно расширяющаяся область человеческой деятельности, связанная с производством новых информационных продуктов, услуг и технологий, называется информационной сферой.

    К информационной сфере относят научно-информационные центры, информационные сети, библиотеки и архивы, офисные системы, средства массовой информации, избирательные и PR-технологии.
    Под информационной сферой можно понимать деятельность по:
    1) созданию и распространению информации;
    2) формированию информационных ресурсов, подготовке и предоставле-нию информационных продуктов и услуг;
    3) потреблению информации.

    Совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также эффективное удовлетворение их информационных потребностей образует единое информационное пространство, состоящее из:

    • информационных ресурсов (данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих технических носителях информации);
    • организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства (сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации);
    • средств информационного взаимодействия организаций и граждан, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающих программно-технические средства и организационно-нормативные документы;
    • маркетинга в предметной области информатизации с целью оперативного учета изменений рыночных потребностей в информационных услугах.

    Негативные последствия внедрения информатизации

    Использование информационно-коммуникационных систем, устройств и комплексов открывает широкие возможности для экономического роста и социального развития государств, но одновременно создает проблемы и риски, порождает углубление межгосударственного и внутригосударственного неравенства. В частности, речь идет о неравных возможностях людей создавать и использовать имеющиеся электронные информационные ресурсы, особенно в Интернете.

    Это привело к появлению «цифрового разрыва» («цифровой пропасти», «цифрового водораздела»), «виртуального барьера» на пути торговли. Такой барьер способен изолировать от рынков производителей, организации и государства, которые не имеют доступ к новым методам.
    Негативные социальные последствия информатизации порождают такие отрицательные явления, как информационный и психологический барьеры, информационный шум и др.

    Информационный барьер двуедин – это объективный или субъективный фактор, препятствующий получению нужной информации и затрудняющий использование документов как источников информации. Во многом информационный барьер обусловлен закономерностями развития потоков ИР: экспоненциальным ростом количества публикаций (примерным удвоением их числа каждые два–пять лет), рассеянием публикаций в непрофильных и смежных изданиях, старением публикаций и, наоборот, их актуализацией, т.е. переходом из архивной части массива ИР в активно используемую.

    В нем выделяют также языковые информационные барьеры, обусловленные незнанием потребителем языка, на котором написан документ; специализацией терминологии внутри отдельных отраслей знания, затрудняющей использование информации на межотраслевом уровне, и надъязыковые информационные барьеры, усложняющие коммуникации между исследователями фундаментальных проблем и разработчиками прикладных задач.

    При достижении некоторого порового значения проявляется эффект, когда люди перестают успевать отслеживать предоставляемую им информацию. Возникает информационная перегрузка пользователей информации, включающая рост информационных источников и программных приложений, используемых ими в повседневной деятельности. Разновидностью информационной перегрузки является информационный шум.

    Информационный шум характеризует наличие посторонних сигналов в общем объеме полученных полезных сигналов, т.е. значительными объемами нерелевантной информации, полученной, например, в результате проведения информационного поиска в Интернете. Если уровень полезного сигнала высок, то на него не влияют посторонние сигналы (шумы) и можно говорить что была получена достоверная информация.

    Так называемый «психологический барьер» обычно возникает, как защитная реакция индивида на любые попытки изменить налаженную в течение длительного периода его жизни и работы последовательность действий, выполнения процедур и т.п. Проблема обычно обусловлена перегрузками, связанными с: поиском необходимых данных, потребностью выбора релевантных и пертинентных в большом массиве полученных сведений, а затем изучением отобранных материалов, составляющих порой несколько десятков документов.

    Другой стороной негативных последствий информатизации общества является несанкционированное и неэффективное применение средств информатизации, связанное с безопасностью и защитой людей, помещений, программно-технических средств и информации.

    Неэффективность применения компьютерных систем в бизнесе, в первую очередь, относится к потерям времени сотрудников на выполнение работ, несвязанных с их прямыми обязанностями или вообще не имеющих к ним никакого отношения (игры, установка скринсейверов и обоев, чаты и др.).

    Это явление получило название «Futz Factor» – использование ИТ-имущества для любых целей, отличных от выполнения прямых задач бизнеса или любое потерянное время. Исследования показывают, что в среднем на «futzing» сотрудник затрачивает более пяти часов в неделю, что приводит к огромным потерям организаций в человеко-часах и убыткам в денежном выражении.

 


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>