http://npc-news.ru/

Духовное родство со своей землёй.

Литературовед Ю. Селезнёв в послесловии к книге «Времена года» пишет: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с „жизнью любимой березки»! Нельзя любить „весь мир», не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием. Отсюда и такие строки, написанные поэтом Н. Некрасовым:

Опять она, родная сторона,
С её зелёным, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом».

Согласны ли вы с этой мыслью? Продолжите это рассуждение на основе впечатлений, полученных от прочитанных стихотворений.

Ответы на вопросы

1. Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о Родине и родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?

Рассказывая о Родине и родной природе, поэты хотят передать нам такую мысль: чем больше человек узнает о жизни и о мире, тем больше он понимает ценность и красоту родной земли. Эта мысль особенно отчетливо выражена в строках стихотворений Кедрина и Рубцова:

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся умирать,
Потому что в детстве песню эту
Знать, и надо мной певала мать!
(Д. Б. Кедрин. «Аленушка»)

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…
(Н.М. Рубцов. «Родная деревня»)

2. Постарайтесь зрительно представить картины, которые воссоздаёт И. А. Бунин в стихотворении «Помню долгий зимний вечер…», опишите их устно с использованием лексики стихотворения: долгий зимний вечер, тускло льётся свет лампады, буря плачет, золотые волны ржи, тихий шёпот лета и т. д. Какие художественные средства помогают поэту передать своё настроение?

В стихотворении И.А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер…» мы видим две контрастные картины. Первая картина — «долгий зимний вечер» в одиноком доме, ребенок, который никак не может заснуть, и мама, сидящая рядом с ним на кровати. В комнате тихо, горят, может быть, всего одна свеча да лампадка у иконы. А за окном «плачет буря», крутится снег, завывает ветер.
Мама шепчет мальчику ласковые слова, предлагая ему вызвать в памяти картины умиротворения, вспомнить мгновения, когда было особенно хорошо. И сын вспоминает, «как шумят березы», как за лесом качается от ветра зреющая рожь, ходят по ней «золотые волны». Любимые, близкие сердцу картины помогают сознания расслабиться, освободиться от напряжения, вызывают легкий и спокойный сон.
Главное художественное средство, которое использует Бунин, — это эпитеты: «долгий зимний вечер», «тихий шепот леса», «с тихим сном», «невнятный шум берез».
«Золотые волны ржи» — метафора, в которую входит эпитет.

3. Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы) помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства?

Необычно рассказать о родной природе и выразить собственные чувства поэтам помогают эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы.
Эпитеты: долгий вечер, тихий шепот леса, тихий сон, невнятный шум (Бунин); серебряная цевна, голубая весна (Клычков); Родина неяркая, лихая сила, глухая околица, нетленная краса (Кедрин); пруд заглохший, милая Аленушка (Прокофьев); пылкий мальчишка (Рубцов); ослепительный Неаполь, пронизанный закатом, добрый сыр, роза несравнимая, незабвенная, запах свежий (Дон-Аминадо).
Метафоры: волны ржи (Бунин); снежинки мотыльками бьются, слезинки вниз по стеклам льются (Есенин); стойбище тумана, вотчина соловья (Кедрин); солнце кладет золотые обручи, цветет дурман-цветком багульник (Прокофьев).
Сравнение: «Он плывет, как безвестный рыбак…» (Клычков).
Гипербола: «Наклонились ели / До земли» (Есенин).

4. Какие мысли и чувства сообщает читателю Дон-Аминадо строфой стихотворения «Города и годы»?

Предпоследней строфой своего стихотворения «Города и годы» Дон-Аминадо хочет сказать читателю, что один запах остается для него самым важным, самым главным в мире: «русский запах снега». Он видел много прекрасных городов и стран, но запах Родины остался для него самым дорогим и самым любимым.

5. Как вы думаете, в чём хочет убедить читателя Н. М. Рубцов в стихотворении «Родная деревня»?
6. Как связаны в стихотворении Н. М. Рубцова любовь к родной земле и нравственно-душевное взросление человека?

(5-6) Николай Рубцов в стихотворении «Родная деревня» хочет убедить читателя в том, что часто понимания, подлинной ценности простых привычных вещей и явлений приходит спустя много лет. Когда человек увидит жизнь в различных ее проявлениях и сумеет сравнить эти проявления и увидеть лучшее в каждом из них.
Нравственное взросление человека, то есть взросление души, невозможно без обращения к опыту своего детства, без осмысления этого опыта и значения для себя родной земли.

Литература и изобразительное искусство
Стр. 170-171

1. Прочитайте стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева, внимательно рассмотрите репродукцию картины В. М. Васнецова «Алёнушка». Стихотворения Кедрина и Прокофьева — два разных по содержанию произведения, хотя и близких по настроению. В чём различие и в чём сходство двух стихотворений? Какое из этих стихотворных произведений понравилось вам больше? Почему? Эти стихотворения перекликаются с сюжетом картины Васнецова. Какие строки из стихотворений Кедрина и Прокофьева это подтверждают?

Стихотворения Д.Б. Кедрина и A.A. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В.М. Васнецова «Аленушка». Эта два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший), одинаковый способ рифмовки (перекрестная), одинаковый размер.
Тем не менее это два разных стихотворения. «Аленушка» Прокофьева посвящена описанию и осмыслению картины Васнецова. Поэт включает в стихотворение детали, точно отражающие содержание картины: «пруд заглохший», «тростник качается», «мертва вода». В то же время Прокофьев по-своему словно дорисовывает картину, пишет о том, чего на картине нет:
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел,
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
Но кукушка на сосне кукует
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.

На картине Васнецова у девушки на голове нет венка, нет тополиного пуха на платье, нет сосны, тропинки и солнечных лучей, отражающихся в воде. Своими собственными дополнениями поэт хотел выразить надежду на счастье, на солнечные дни для Аленушки.
В стихотворении Кедрина совсем нет описания картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой», сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана», с «вотчиной ночного соловья», с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт представляет себе не конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
Мне понравилось стихотворение Кедрина неожиданными метафорами, эпитетами и представлением, что Аленушка— это наша Родина, что мать в детстве пела ту же песню, что и Аленушка у лесного омута.

2. На переплёте вашего учебника помещена репродукция картины известного русского художника М. В. Нестерова «Лель». Лель сказочно-мифологический образ юноши-пастуха, музыканта и певца, — стал в произведениях русских поэтов, художников, композиторов символом самой поэзии. Внимательно рассмотрите репродукцию картины. Напишите небольшое сочинение по картине, стараясь наиболее точно передать то поэтическое состояние природы, которое сумел запечатлеть живописец. Поразмышляйте над вопросом: «Можно ли средствами живописи передать звучание музыки?» Удалось ли это сделать М. В. Нестерову?

На картине М.В. Нестерова Лель больше напоминает сказочного героя, в стихотворении С.А. Клычкова Лель — незримый символ поэзии, музыки, растворенный в мире родной природы.
Образ Леля встречается в пьесе Островского «Снегурочка».

3. Какие картины известных вам художников-пеизажистов подобрали бы к каждому из стихотворений?

И.А. Бунин. «Помню— долгий зимний вечер…» — И.И. Шишкин. «Рожь».
С.А. Клычков. «Лель цветами все поле украсил…» — В.Н. Бакшеев. «Голубая весна».
С.А. Есенин. «Разгулялась вьюга…»— A.C. Степанов. «Деревня зимой».
Д.Б. Кедрин. «Аленушка» — Н.П. Крымов. «Утро».
A. A. Прокофьев. «Аленушка» — В.М. Васнецов. «Аленушка».
Н.М. Рубцов. «Родная деревня» — А, Попов. «Утро в деревне».
Дон-Аминадо. «Города и годы» — И.Э. Грабарь. «Мартовский снег»; И.И. Левитан. «Март».

Обогащаем свою речь
Стр. 171

Подберите синонимы к поэтическим выражениям. Какие новые оттенки смысла появились в найденных вами словосочетаниях?

Долгий зимний вечер — длинный зимний вечер.
Буря плачет у окна — буря, вьюга воет, рыдает у окна.
Золотые волны ржи — желтые переливы спелой ржи.
Шепот зреющих колосьев — шорох спелых колосьев.

 


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>