http://npc-news.ru/

Необычайное приключение Владимир Маяковский стихи

Необычайное приключение, произошедшее с
Владимиром Маяковский летом на даче

(Пушкино. Акулова гора, дача Румянцева,
27 верст по Ярославской жел. дор.)

 

В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Пригорок Пушкино горбил
Акуловой горою,
а низ горы —
деревней был,
кривился крыш корою.
А за деревнею —
дыра,
и в ту дыру, наверно,
спускалось солнце каждый раз,
медленно и верно.
А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.

И так однажды разозлясь,
что в страхе все поблекло,
в упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»
Я крикнул солнцу:
«Дармоед!
занежен в облака ты,
а тут — не знай ни зим, ни лет,
сиди, рисуй плакаты!»
Я крикнул солнцу:
«Погоди!
послушай, златолобо,
чем так,
без дела заходить,
ко мне
на чай зашло бы!»
Что я наделал!
Я погиб!
Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскинув луч-шаги,
шагает солнце в поле.
Хочу испуг не показать —
и ретируюсь задом.
Уже в саду его глаза.
Уже проходит садом.
В окошки,
в двери,
в щель войдя,
валилась солнца масса,
ввалилось;
дух переведя,
заговорило басом:
«Гоню обратно я огни
впервые с сотворенья.
Ты звал меня?
Чаи гони,
гони, поэт, варенье!»
Слеза из глаз у самого —
жара с ума сводила,
но я ему —
на самовар:
«Ну что ж,
садись, светило!»
Черт дернул дерзости мои
орать ему,-
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь — не вышло б хуже!
Но странная из солнца ясь
струилась,-
и степенность
забыв,
сижу, разговорясь
с светилом
постепенно.
Про то,
про это говорю,
что-де заела Роста,
а солнце:
«Ладно,
не горюй,
смотри на вещи просто!
А мне, ты думаешь,
светить
легко.
— Поди, попробуй! —
А вот идешь —
взялось идти,
идешь — и светишь в оба!»
Болтали так до темноты —
до бывшей ночи то есть.
Какая тьма уж тут?
На «ты»
мы с ним, совсем освоясь.
И скоро,
дружбы не тая,
бью по плечу его я.
А солнце тоже:
«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

 

Необычайное приключение. Автор: Владимир Маяковский

 

Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Пушкина называли «солнцем русской поэзии», а Владимир Маяковский сравнил саму поэзию с солнцем и написал стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», об анализе которого пойдет речь далее.

Уже первые строки этого стихотворения помогают читателю погрузиться в атмосферу веселой сказки, забавного приключения. Перед его взором возникает, с одной стороны, совершенно конкретная местность (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева), с другой стороны, появляется ощущение чего-то необычного, что встречается лишь в сказках: что-то вроде «в некотором царстве, в некотором государстве». Само название настраивает на восприятие какого-то приключения, которое произойдет с героем, носящим то же имя, что и автор. Подобное абстрагирование от своего имени разовьют в прозе ХХ века Венедикт Ерофеев.

Привычная, на первый взгляд, картина захода солнца вдруг превращается в фантастическую картину: «в сто солнц закат пылал» (характерная для стиля Маяковского гипербола). Слегка замедленное, обстоятельное, наполненное легким юмором начало постепенно усиливает, как бы «подогревает» интерес к повествованию, заставляет с нетерпением ожидать того события, которое было обещано в заглавии.

Само же необычайное событие преподносится очень эмоционально:

Что я наделал! Я погиб!

Такие разговорные интонации придают стихотворению доверительность, свойственную всей поэзии Маяковского. Не случайно так много у него «Писем» и «Разговоров». Кроме того, оживление вносит и использование в буквальном смысле стершейся метафоры: у поэта солнце действительно заходит и садится, как если бы это было какое-то существо. Не без юмора рисует он свою необычайную встречу с солнцем,  только скрадывает фантастику, окружая ее незатейливыми приметами быта, сопровождая скупыми, но очень красочными деталями: «ввалилось, дух переведя, заговорило басом…»«сконфужен, я сел на уголок скамьи…»«И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я».

Беседа между поэтом и светилом протекает неторопливо и непринужденно. Поэт в шутливо-озорном тоне подразнивает солнце, а то, в свою очередь, подзадоривает: «Поди, попробуй!». В диалоге и в авторских ремарках множество разговорной лексики«Ну что ж, садись, светило!»«Слазь! Довольно шляться в пекло!»«Дармоед!»«… и ретируюсь задом».

Так же искусно обращается Маяковский и омонимами:

Чем так, без дела заходить,
Ко мне на чай зашло бы.

Или:

Гоню обратно я огни впервые с сотворенья.
Ты звал меня? Чаи гони,
гони, поэт, варенье!

Конечно, герои стихотворения весьма своеобразны: сильное, но при этом ласковое и трудолюбивое солнце и поэт, немного усталый, сперва даже слегка раздраженный, но безмерно любящий жизнь, знающий цену  себе и своему творчеству. Наверное, поэтому он позволяет себе так запросто разговаривать с «самим» небесным светилом.

Произведение удивляет смелостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце – два товарища: «Ты да я, нас, товарищ, двое!». Но за бытовым планом отчетливо проступает иной – серьезный, даже патетический. Маяковский на самом деле утверждает созидательную роль поэзии, которая не только преобразует все вокруг. Подобно солнцу, живое слово поэта согревает людей, освещая самые темные закоулки их жизни, разрушает предрассудки, рассеивает сомнения, как тьму, окружавшую многих на протяжении всей жизни. Именно поэтому и сходятся во мнении эти два светила, что позволяет утверждать:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Необычность произведения создается и целым каскадом рифм: от точной: «РОСТА – просто» до абсолютно не совпадающей по звучанию: «не тая – ты да я». Традиционное разделение строки на небольшие отрезки-ступеньки позволяет выдерживать паузы и ставить логическое ударение на самых значимых словах. Большое количество неологизмов«златолобо»«занежен»«вспоем» — придает стихотворению неповторимый стиль. Некоторые их них требуют пояснения. Например, «взорим» может означать «взойдем над землей, чтобы озарить ее».

Таким образом, поэт размышляет не только о поэтическом творчестве, но и защищает непреходящее значение любого, самого скромного, незаметного труда, если он посвящен высокой цели.

Ответы на вопросы по стихотворению Маяковского «Необычное приключение»

1. Что общего между поэтом и солнцем? Во имя чего поэт готов к ежедневной, будничной, трудной работе?

Общее между поэтом и солнцем то, что оба они «светят»: солнце светит физически, делая день светлым, а поэт освещает путь человека, делая его мысли светлыми.
Поэт готов к ежедневной будничной работе для того, чтобы «у мира в сером хламе» появилась надежда на светлое будущее, чтобы пала «стена теней», «ночей тюрьма» и человек стал жить лучше.

Известно, что Маяковский ввел в стихотворения много новых слов (неологизмов). Назовите некоторые из них.

«Тупая сонница» — полусонное состояние человека, когда он не может созидать.
«До дней последних донца» — жизнь человека заканчивается, она представлена в виде глубокого колодца, имеющего дно.
«Златолобо» — солнце ярко-желтого цвета, оно круглое, как бы имеет золотой лоб.
Неологизмы:
«занежен» — солнце нежится среди облаков, ему легче, чем поэту;
«златолобо» — имеет золотой лоб;
«ясь» — свет;
«взорим» — провозгласим зарю;
«сонница» — сонное состояние;
«трезвонится» — издает много звуков.

3. Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеоломов («смотреть в оба., «сколько лет, сколько зим», «ник гвоздей») и объясните, какую роль они играют в тексте. Какие значения слова «светить» появляются в тексте Маяковского? С помощью каких средств изображения автор раскрыпростоту и величие будничного труда поэта и солнца? В чем главная мысль стихотворения? Сумел ли поэт убедитьв своей правоте?

«Смотреть в оба» — «Идешь… — и светишь в оба!»
«Сколько лет, сколько зим» — «А тут — не знай ни зим, ни
лет…» Любой фразеологизм используется автором как средство образности, а если он еще «усилен» автором, иначе говоря, творчески переделан, то образность значительно увеличивается.
Слово «светить» в контексте стихотворения приобретает дополнительное значение: «отдавать себя во имя людей, посвятить себя их просвещению ради новой, светлой жизни».
Одним из средств изображения является метафора («Пригорок Пушкино горбил / Акуловой горою, / а низ горы — деревней был, / кривился крыш корою»). Также поэт использует фантастику (солнце приходит к нему в гости) и сравнение (роль солнца в природе сравнивается с деятельностью поэта среди людей)’. Также Маяковский включает в стихотворение разговорную лексику («черт дернул», «заела Роста»), что придает тексту выразительность публицистического стиля. Еше автор использует яркие эпитеты, с помощью которых передается его отношение к описываемому.
Так поэт передает идею стихотворения: труд поэта нелегкий, но он необходим людям, как солнечный свет, без поэзии человечество погрязнет во тьме «обывательщины» и предрассудков. Мысль преподносится убедительно, автор заставляет прислушаться к себе и поверить в свою правоту.

4. Настроение поэта меняется от злости и агрессивности к возвышенно торжественному, потому что найдено решение. Это необходимо показать при чтении.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>