http://npc-news.ru/

Железная дорога Некрасов стихотворение

Ваня (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке)1.
Граф Пётр Андреич Клейнмихель2,
душенька!

Разговор в вагоне

1 Пальто на красной подкладке (шинель) носили генералы.
2 Граф П. А. Клейнми́хель — царский министр, начальник строитель ства железной дороги между Петербургом и Москвой.

I

Славная осень! Здоровый, ядрёный3
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

3 Ядре́ный — здесь: свежий, здоровый.

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор! —
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! и кочи4,
И моховые болота, и пни —

4 Ко́чи — кочки.

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

II

Добрый папаша! К чему в обаянии5
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.

5 Обая́ние — здесь: незнание правды.

Труд этот, Ваня, был страшно громаден —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотёсцев, ткачей.

Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?

Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стёкла морозные…
Что там? Толпа мертвецов!

То обгоняют дорогу чугунную,
То сторонами бегут.
Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд!

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной.
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мёрзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники6.
Секло начальство, давила нужда…
Всё претерпели мы, Божии ратники,
Мирные дети труда!

6 Дес́ятник — старший над группой рабочих.

Братья! Вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено…
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..»

Не ужасайся их пения дикого!
С Волхова, с матушки-Волги, с Оки,
С разных концов государства великого —
Это всё братья твои — мужики!

Стыдно робеть, закрываться перчаткою,
Ты уж не маленький!.. Волосом рус,
Видишь, стоит, измождён лихорадкою,
Высокорослый больной белорус:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун7 в волосах;

7 Колту́н — волосы, сбившиеся в плотный ком.

Ямою грудь, что на заступ8 старательно
Изо дня в день налегала весь век…
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

8 За́ступ — лопата.

Не разогнул свою спину горбатую
Он и теперь ещё: тупо молчит
И механически ржавой лопатою
Мёрзлую землю долбит!

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять…
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что Господь ни пошлёт!

Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придётся — ни мне, ни тебе.

III

В эту минуту свисток оглушительный
Взвизгнул — исчезла толпа мертвецов!
«Видел, папаша, я сон удивительный, —
Ваня сказал. — Тысяч пять мужиков,

Русских племён и пород представители
Вдруг появились — и он мне сказал:
„Вот они — нашей дороги строители!..“»
Захохотал генерал!

— Был я недавно в стенах Ватикана9,
По Колизею10 две ночи бродил,
Видел я в Вене Святого Стефана11,
Что же… всё это народ сотворил?

9 Ватика́н — здесь: дворец Папы Римского, в котором сосредоточено много памятников искусства.
10 Колизе́й — цирк в Риме, построенный в античные времена.
11 Свято́й Сте́фан — собор в столице Австрии Вене.

Вы извините мне смех этот дерзкий,
Логика ваша немножко дика.
Или для вас Аполлон Бельведерский12
Хуже печного горшка?

12 Аполло́н Бельведе́рский — скульптура, изображающая античного бога Аполлона (находится в Бельведерском дворце Ватикана).

Вот ваш народ — эти термы13 и бани,
Чудо искусства — он всё растаскал!
«Я говорю не для вас, а для Вани…»
Но генерал возражать не давал:

13 Те́рмы — бани в Древнем Риме, являвшиеся также спортивными, общественно-культурными заведениями.

— Ваш славянин, англосакс и германец
Не создавать — разрушать мастера,
Варвары! дикое скопище14 пьяниц!..
Впрочем, Ванюшей заняться пора;

14 Ско́пище — толпа, сборище.

Знаете, зрелищем смерти, печали
Детское сердце грешно возмущать.
Вы бы ребёнку теперь показали
Светлую сторону…

IV

Рад показать!
Слушай, мой милый: труды роковые
Кончены — немец уж рельсы кладёт.
Мёртвые в землю зарыты; больные
Скрыты в землянках; рабочий народ

Тесной гурьбой у конторы собрался…
Крепко затылки чесали они:
Каждый подрядчику15 должен остался,
Стали в копейку прогульные дни!

15 Подря́дчик — лицо, нанявшее (подрядившее) рабочих.

Всё заносили десятники в книжку —
Брал ли на баню, лежал ли больной.
«Может, и есть тут теперича лишку,
Да вот, поди ты!..» Махнули рукой…

В синем кафтане — почтенный лабазник16,
Толстый, присадистый17, красный, как медь,
Едет подрядчик по линии в праздник,
Едет работы свои посмотреть.

16 Лаба́з — помещение для хранения муки или зерна; лабазник—торговец, владелец лабаза.
17 Приса́дистый — приземистый, плотный.

Праздный народ расступается чинно…
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
«Ладно… нетто́… молодца́!., молодца́!..

С Богом, теперь по домам, — проздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И — недоимку18 дарю!..»

18 Недои́мка — здесь: то, что рабочие, по подсчётам, были должны ему.

Кто-то «ура» закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее… Глядь:
С песней десятники бочку катили…
Тут и ленивый не мог устоять!

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?..

Железная дорога. Автор: Некрасов

Ответы на вопросы по стихотворению Некрасова «Железная дорога»

1. Какое значение имеет в стихотворении эпиграф «Разговор в вагоне»?

В то время (1870-е годы) стильно было изображать близость к народу, но эта близость носила только наружный характер. В эпиграфе папаша-генерал одевает собственного отпрыска в простонародную одежку, в кучерский армячок. Этим он отдаёт дань моде, но, отвечая на вопрос отпрыска, указывает настоящее отношение к народу. Генерал гласит, что дорогу выстроил королевский министр, а не люд.

2. Перечитайте первую часть стихотворения. Что вы можете сказать о человеке, который так увидел картину природы? Как картина природы связана с последующим разговором автора с соседями по вагону?

Мы можем сказать, что человек, который так увидел картину природы, ощущает себя очень вялым, он не высыпается, живёт без свежести природы, тоскует по «родимой Руси». Простонародное слово «ядрёный» гласит нам о том, что человек этот не чуждается народного языка и смело употребляет в поэтической речи слово, которое в то время не относилось к поэтической лексике.

Картина природы, нарисованная в первой части стихотворения, противопоставляется дисгармонии публичных отношений.

Картина природы противопоставлена разговору создателя с соседями по вагону. Некрасов употребляет приём антитезы, чтоб выделить контраст меж согласием в природе и противоречием в мире людей.

3. Почему Некрасов называет голод «царём»? В чём проявляется власть этого царя?

Некрасов именует голод царём, потому что голод принуждает людей делать нередко тяжёлую, непосильную работу. Чтоб избавиться от голода, люди должны заработать дены и, вырастить хлеб, заниматься торговлей:

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотёсцев, ткачей.

Также Некрасов намекает на то, что в голоде, который испытывает огромное количество людей, повинет глава страны, другими словами правитель.

4. Как вы понимаете строки: 

Многие — в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе?..

 Какая мысль выражена антитезой?

Некрасов в этих строчках противопоставляет жизнь и борьбу — бесплодным дебрям и гробу, другими словами погибели. При помощи антитезы выражена идея о том, что людям приходится отдавать свои жизни для того, чтоб вдохнуть жизнь в бесплодные дебри.

5. Перечитайте фантастическую картину, где изображается толпа мертвецов. Что означают их слова: «Божии ратники, мирные дети труда»? Что мы узнаём из их песни, какое чувство она вызывает?

Слова «божии ратники, мирные дети труда» означают, что бог всё равно на стороне тех, кто умиротворенно и честно трудится на пределе сил, как бы ни складывалась их жизнь.

Из их песни мы узнаём о тяжёлых условиях, в каких работали строители железной дороги, об угнетении и жестокостях со стороны начальства, о том, что много людей погибло на этом строительстве для того, чтоб другие могли ездить на поездах, другими словами «плоды пожинать». Песня пробуждает чувство тоски и возмущения несправедливостью «грамотеев-десятников» и начальства.

6. Перечитайте три последних четверостишия второй части. Что позволяет поэту верить в лучшее будущее? С каким чувством говорит поэт о будущем?

Поэт пишет о том, что одни из наилучших и важнейших свойств народа — это благородная привычка к труду, народное терпение и выносливость. Познание этих свойств позволяет Некрасову веровать в наилучшее будущее. Он гласит о будущем с надеждой и сожалением оттого, что ему, видимо, не придётся «жить в эту пору прекрасную».

7. Что думает о народе генерал, какими словами он говорит о народе? Каково авторское отношение к изображаемому? Какие слова и выражения позволяют нам его понять?

Генерал задумывается, что люд не способен сделать ничего ценного и красивого. Он гласит:

Вот ваш народ — эти термы и бани,

Чудо искусства — он всё растаскал!

Генерал определяет народ такими словами:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц!..

Авторское отношение к изображаемому обратное. Герой стихотворения желает донести до мальчугана Вани, что еменно простой люд создаёт богатства, которыми гордится страна.

8. Почему стихотворение обращено к детям?

Стихотворение посвящается детям, так как именно малыши имеют возможность, когда возрастут, поправить что-то неправильное и несправедливое в мире.

В стихотворении нарисована картина далёкого прошлого. Что оно открывает вам, живущим сегодня? Чему учит? Подготовьте устный развёрнутый ответ на этот вопрос.

Невзирая на то что стихотворение написано о прошедшем, оно помогает нам лучше рассмотреть те же препядствия в наше время, направить внимание на современную нам несправедливость и попробовать её в дальнейшем поправить.

Литература и живопись (к стр. 225)

Рассмотрите репродукцию картины художника К. А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта?

Картина художника К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» близка стихотворению Некрасова тем, что она указывает тяжёлый физический труд российских мужчин. Но в стихотворении есть надежда на наилучшее будущее, а, смотря на картину, зритель таковой надежды не чувствует.

Как вы думаете, почему разговор генерала с Васей как бы изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф?

Эпиграф по-своему формулирует главную проблему стихотворения, которое, по сути, является ответом на вопрос мальчика: «Кто строил эту дорогу?» Поэт доказывает, что ответ генерала лжив: не граф Клейнмихель, а народ — строитель железной дороги, как и создатель всего прекрасного на земле.

Каким настроением проникнут пейзаж («Славная осень…»), открывающий стихотворение? В чем его своеобразие? Какова роль в произведении?

Бодрым, жизнеутверждающим настроением проникнут пейзаж. Интересно сравнить его с пушкинским описанием осени: «унылая пора», «очей очарованье», «прощальная краса», «мглой волнистою покрыты небеса», «в багрец и золото одетые леса» — поэт прекрасно и торжественно воплотил полноту жизни, радость творчества.

У Некрасова иное мировосприятие, и он использует слова другого ряда: «здоровый, ядреный воздух», «лед… словно как тающий сахар…», «покой и простор», «листья… желты и свежи лежат, как ковер», «славная осень», «нет безобразья в природе». Даже родину поэт называет «родимой» Русью (не родной!), как пелось в народных песнях о матери.

Настроение бодрое, но поэт не только любуется увиденным, он в раздумье и уже тут намекает на контраст красоты природы и «безобразья» в человеческих отношениях.

Какие две стороны народного труда показаны в стихотворении ? Нет ли здесь противоречия?

Строительство, то есть творчество, созидание, осуществлялось в нечеловеческих условиях — так было в жизни, и противоречия здесь нет — рождается гордость за народ, который сумел все вынести и все-таки построил дорогу.

Почему генерал, споря со своим попутчиком о строителях железной дороги, вспоминает Ватикан, Колизей, собор святого Стефана, Аполлона Бельведерского, говорит о славянах, англосаксах, германцах?

Потому что спор о строителях дороги — это, по существу, спор о роли народа во всемирной истории. В стихотворении есть еще один предмет спора: генерал полагает, что «зрелищем смерти, печали детское сердце грешно возмущать». Поэт утверждает, что лучший учитель — неприкрытая правда. Тут идет схватка за душу ребенка. Поэт уверен: чтобы стать гражданином своей страны, надо знать правду о ней и нести эту правду людям.

Казалось бы, тема исчерпана. Зачем же нужна завершающая ее четвертая часть?

Эта часть представляется главным открытием и предметом иронии поэта. В примирении народа со своими палачами есть что-то жуткое. Ни подрядчик, ни Клейнмихель, ни царь не имеют право посягать на народный труд, присваивать его себе.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>