http://npc-news.ru/

Первый отечественный фильм

15 октября 1908 года, 100 лет назад, российскому обществу было представлена первая отечественная кинокартина «Понизовая вольница» («Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Это был первый игровой фильм, так как начиная с 1896 года любители «синематографа» имели честь наблюдать документальное кино, в основном, посвященное жизни царской семьи. Да, зарубежные картины время от времени демонстрировали публике, но своего, родного кино до тех пор не было…

Автор сценария В. Гончаров и режиссер В. Ромашков были наняты предприимчивым продюссером, и выбрали для съемок такую «неудобную» для российских властей тему, как жизнь вольного казака Степана Разина. Естественно, еще до того, как картина появилась на экране, она прошла жесточайшую «чистку», цензоры подчистили слишком «вольные фразы». Но успех картины все равно был потрясающий: зрители штурмом брали немногочисленные тогда залы для просмотра.

Появлению "Вольницы" мы обязаны главному российскому авантюристу начала ХХ века, Александру Дранкову, ставшему продюсером и оператором картины. Дранков — личность легендарная, один из первых российских папарацци, "Поставщик Двора Его Императорского Величества", парламентский корреспондент английской "Таймс", хроникер, снявший скрытой камерой (через прорезь в двери туалета) Льва Толстого. Он занимался фотографией, съемками хроникальных фильмов, рекламой.

"Понизовая вольница" — экранизация фрагмента "исторической былины" Василия Гончарова. Режиссером картины стал Владимир Ромашков, а роли исполнили актеры из труппы Петербургского народного дома. Оперные костюмы они взяли напрокат. Перед премьерой "Вольницы" Дранков объявил: "Я приложил все усилия к тому, чтобы настоящая картина, как в техническом исполнении, так и в самой обстановке пьесы и ее исполнителей, стояла на том высоком уровне, какой подобает ленте, делающей эру в нашем кинематографическом репертуаре". Считается, что именно Дранков придумал рисовать на афишах сцены из своих фильмов: Стенька Разин на афише "Вольницы" (работы художника Поля Ассатурова) держит княжну над головой. В фильме, кстати, княжну в момент броска подменяли манекеном.

Дранков первым осваивал кинематограф: каждую неделю в течение года выпускал на экраны новые киносюжеты: «Свидание монархов в Ревеле», «Прибытие шведского короля в Россию», «Свадьба у князя Трубецкого», «Пожар в Петербурге», «Крушение на ст. Померань Николаевской ж. д.», «Фигурное катание на коньках в Санкт-Петербурге известного конькобежца Панина», «День 80-летия графа Л. Н. Толстого» и другие.

Но Дранков понимал: чтобы привлечь людей в кинотеатры, нужен свой фильм, как сейчас бы выразились, блокбастер. А потому он и взялся за Стеньку Разина, зная, как любят в народе песню Садовникова, в которой есть слова: «И за борт ее бросает в набежавшую волну». Правда, специально к фильму он заказал молодому композитору Ипполитову-Иванову написать увертюру. А после того, как задание было выполнено, Дранков распорядился к каждой копии фильма изготовить грампластинку. Когда начинался сеанс, пластинку ставили на граммофон, и получался практически озвученный фильм.

В «батальных» сценах были заняты порядка 100 артистов санкт-петербургских театров. Каждый из них старался показать себя, но как можно это сделать, если фильм снят без звука? Оставалась только отчаянно гримасничать и жестикулировать…

Но Дранков пошел еще дальше. Перед каждым началом сеанса он показывал фрагменты своих будущих фильмов. Именно от него пошла традиция «крутить» киножурнал, анонсируя фильмы. После Санкт-Петербурга эта традиция потихоньку перекочевала во все европейские и американские кинотеатры…

Съемки проходили в ставшем чуть позже историческом месте Разлив, где в 1917 году прятался от ищеек Временного правительства вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Сценарий к фильму написал инженер-железнодорожник Василий Михайлович Гончаров. За основу он взял народную песню «Из-за острова на стрежень», придумав шесть сценок-постановок, в том числе и несуществующего принца Гасана, к которому ревнует княжну Стенька Разин…

Каждая сцена длится очень недолго, примерно минуту. Общая продолжительность сеанса составляла всего-то 6 минут. Вот почему во время трансляции зрители дружно начинали подпевать песню, а после просмотра требовали повторить сеанс…

Фильм стал одной из самых первых российских отечественных кинопостановок, а заодно вызвал скандал вокруг вопроса признания авторских прав сценариста: Гончаров обратился в Союз драматических и музыкальных писателей с письмом, в котором просил «охранять его авторские права во всех синтематографических театрах», но получил отказ, мотивированный парадоксально: его сценарии были признаны «механическими» и «не подходящими под определение литературного произведения»; указывалось также, что развитие синематографических театров идёт во вред развитию «настоящих театральных предприятий».

Сегодня этот фильм 1908 года смотрится даже не как клип на песню "Из-за острова на стрежень", хотя челны выплывают, Стенька Разин машет руками, волна набегает, а княжна летит в воду. Живые картины, наивная, смешная постановка: все сцены в лесу сняты с одной точки (только после разгулявшейся Стенькиной ревности камера приближается к героям), массовка беспорядочно повторяет одни и те же движения, Стенька с княжной теряются среди нервных актеров. Все равно — чудо.

Остается добавить, что Александр Дранков оказался основоположником не только первого игрового фильма. Он также первым в России снял детективный сериал «Сонька – Золотая Ручка» (1914-1915), который пользовался бешеным успехом у массовой публики. А в 1920 году Дранков в Крыму снимал и первый порнографический фильм. В том же году он эмигрировал в Константинополь, где устраивал тараканьи бега на потребу публике. Из Турции перебрался в США, попытался устроиться в Голливуд, но неудачно. Свою жизнь окончил после второй мировой войны, на чужбине…

Сюжет: Знаменитый разбойник Стенька Разин и его ватага одержали победу над персами. Стенька взял в плен красавицу-персиянку и страстно её полюбил. Из-за того, что разинцы разгромили Царицын и Астрахань, их преследуют стрельцы. Стенька ведёт ватагу на Дон, но из-за княжны постоянно останавливается для гулянок. Есаулы пытаются вразумить его, но успеха не имеют. Тогда есаулы решают напоить Разина и подкидывают ему поддельное письмо, из которого ясно, что княжна обманывает Разина с каким-то «принцем Хассаном». Стенька Разин в порыве злобы и ревности кидает княжну в волны.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>