http://npc-news.ru/

«Сороковые» Самойлов Д. С.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

«Сороковые». Автор: Самойлов Д. С.

Ответы на вопросы

1. Какими настроениями пронизано стихотворение Д. Самойлова? Как вместе с настроением меняется авторская интонация?
4. С каким чувством вспоминает о себе юном поэт двадцать лет спустя?
5. Попросите своих близких рассказать вам о стихотворениях и песнях, посвящённых Великой Отечественной войне.

1, 4, 5. Годы войны были очень тяжёлыми, для многих роковыми, то есть принёсшими смерть. Главная мысль всех людей в то время была о фронте, о поражениях и победах Советской армии. А на фронте обычными были запах пороха и полёт свинцовых пуль.
Первые два четверостишия рисуют перед нами безрадостную, трагическую картину войны. Но дальше мы видим смену настроения лирического героя: он вспоминает о том, что он молодой, что он мечтает о любви — настроение поднимается вверх, появляется легкая грусть, небольшая ирония над собой, молодым (ведь стихотворение было написано спустя 20 лет после окончания войны)- В последнём четверостишии мы снова видим панораму войны, но в ней уже нет торжественной трагедийности: остаётся спокойное, чуть грустное понимание пережитого столкновения мечты и беды, юности и войны. Причём здесь имеется в виду не просто юность одного лирического героя, а юность всего фронтового поколения.

2. Обратите внимание на обилие эпитетов в первом четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?

Эпитеты первого четверостишия: роковые, военные, фронтовые, похоронные, эшелонные. По ним можно понять тему стихотворения и поймать одно из настроений — торжественную трагедийность войны (см. вопрос 1).

3. Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство, во втором четверостишии («просторно», «высоко», «с запада к востоку»)?

В первых двух четверостишиях мы видим русскую землю как бы с высоты, в которой «Просторно. Холодно. Высоко». С востока на запад, к линии фронта, идут бесконечные эшелоны с оружием, боеприпасами, пополнением в войска. Колёса вагонов стучат на стыках рельс. Рельсы гудят от только что прошедшего поезда. А с запада на восток по дорогам движутся беженцы из районов, уже занятых фашистами, люди, у которых сгорели их дома. Многие семьи уже получили похоронки, то есть извещения о том, что мужья или сыновья погибли на фронте.

Анализ

Стихотворение «Сороковые» написал поэт-фронтовик Давид Самойлов. Прошло двадцать лет после начала Великой Отечественной войны, а все не забывается то страшное время, когда молодые, двадцатилетние ребята уходили на фронт защищать свою родину. И незатухающая память заставила взяться за перо и в 1961 году написать это проникновенное стихотворение.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
Лирический герой этого стихотворения такой же молодой парень, как и сам поэт в годы войны.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Поэтому можно  с уверенностью сказать, что это стихотворение автобиографично. «Худой, веселый и задорный», лирический герой еще не знает, что ему предстоит вынести: и страшные бомбежки, и гибель товарищей,  и ужас. А пока это все впереди, а сейчас накатанные рельсы, перестуки эшелонные, балагурство со случайно встреченной на каком-нибудь полустанке девчонкой.
Чтобы передать обстановку военных сороковых, автор использует различные виды тропов и стилистических фигур. Инверсия (извещенья похоронные, перестуки эшелонные) усиливает экспрессивность речи, а многочисленные эпитеты («я…худой, веселый,задорный», «свинцовые, пороховые») помогают  образно описывать действительность. Метафора  «Война гуляет по России» и чеканный ямб, которым написано стихотворение, усиливают восприятие происходящего.  И парни, едущие на фронт в военных эшелонах, начинают понимать, что они едут на войну, а мир уже остался далеко, в другой жизни.

И пишет стихотворение поэт, которому уже за сорок, который уже пережил эти «роковые, фронтовые» страшные годы. А тот мальчишка в «замурзанной ушанке» и со звездочкой, вырезанной из банки, пока еще до конца  и не осознает, что его ожидает.

 

 


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>