http://npc-news.ru/

Перцептивные исследования

В перцептивных исследованиях эффекты последействия, по видимому, также наблюдаются, хотя интерпретация получаемых данных обычно неоднозначна. Вот, например, Р. М. Фрумкина анализирует последовательные ответы испытуемых па предъявле­ние слов с постепенно увеличивающейся длительностью экспози­ции — ог40 до 100 мсек[18]. Чтобы попять возникающие варианты интерпретации, рассмотрим типичный пример ответов одного ис­пытуемого па предъявление, скажем слова «блесна»: 1. —; 2. ; 3. Бассейн; 4. Б —; 5. —; 6. Бассейн; 7. Бассейн; 8. Бас­сейн; 9. Бассейн; 10. Бассейн; 11. Бассейн; 12. Бассейн; 13. Бсна; 14. Башня; 15. Бш-на; 16. Башня; 17. Бавна; 18. Бшесна; 19. Бшесна.

Фрумкина предполагает: при кратком времени предъявления испытуемые не успевают увидеть все слово, а по отдельным уви­денным признакам (например, буквам) строят более-менее прав­доподобные гипотезы. При этом однажды сформированная гипо­теза становится настолько сильной, что при повторных предъяв­лениях того же стимула определяет результат опознания. Даже тогда, отмечает Фрумкина, когда испытуемый видит буквы, про­тиворечащие выбранной гипотезе, он может все равно ее сохра­нить. Так, например, в ответ на предъявление бессмысленного слова «кливна» испытуемый видит слово «клятва» даже после то­го, как осознает, что третья буква стимула -«и».

Такая интерпретация возможна, но, на мой взгляд, мало ве­роятно, что она правильна. Дело в том, что некоторые слова без­ошибочно опознаются уже на первых предъявлениях, т. е. при ми­нимальной длительности, что было бы очень трудно сделать, ес­ли бы испытуемый их не видел, а только угадывал. Но если ис­пытуемый способен увидеть хотя бы одно слово, то что мешает ему при тех же условиях предъявления увидеть другие слова? Если же испытуемый видит предъявленное слово, но его не вос­производит, то, по данному выше определению, он осуществляет негативный выбор, который имеет тенденцию быть устойчивым. Приведенный пример из исследований Фрумкиной позволяет го­ворить и об устойчивом повторении одних и тех же ошибок за­мены, и об устойчивом неопознании, когда в ответ на предъяв­ление одного и того же слова испытуемый упорно делает разные ошибки. Таким образом, даже там, где исследователи не предпо­лагают факта негативного выбора, можно ожидать, что последей­ствие этого выбора проявится в эксперименте.

Существует большое число перцептивных исследований, в ко­торых эффекты последействия негативного выбора никак не изу­чались, но которые, по моему мнению, достаточно убедительно демонстрируют сам факт неосознанного негативного выбора. При­веду пример.

Дж. Бэгби предъявлял американцам и мексиканцам диапози­тивы для просмотра в стереоскоп с двумя разными изображения­ми одновременно; с одной стороны, предъявлялся объект, хорошо знакомый американцам (фермер, игра в бейсбол и т. д.), с дру­гой — объект, более привычный для мексиканцев (пеон, бой бы­ков и т. п.). Хотя некоторые испытуемые заметили, что перед ними две разные картины, подавляющее большинство и амери­канцев, и мексиканцев осознанно воспринимали только одно изображение то, которое характерно для своей культуры1.

Это значит, что если на два разных глаза поступает разная зрительная информация, то испытуемый, как правило, выберет, какое из изображений ему осознавать, а какое — нет. Но для того, чтобы не осознавать то, что стоит непосредственно перед нашим взором, требуются специальные усилия и социальный когнитивный механизм, который умеет это делать.

Впрочем, более привычна другая интерпретация: поступившая в сознание информация занимает весь объем сознания и другая информация туда в принципе не может попасть. Иначе говоря, происходит только позитивный выбор. Однако такая интерпрета­ция сталкивается с проблемой: если весь объем сознания уже за­нят, то как при этом испытуемый оказывается способным созна­тельно отвечать на вопросы экспериментатора, да даже просто помнить о самом задании, которое он выполняет? Наконец, мож­но показать, что неосознаваемая, но воспринимаемая человеком информация проявляется в сознании точно так же, как и рас­смотренная ранее негативно выбранная информация, не непосред­ственно, а через ошибки, ассоциативные связи т. п.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>