http://npc-news.ru/

Теории Альфреда Вебера, реферат

Альфред Вебер

Основные работы:
— «Теория размещения промышленности» 1925;
— «О штандорте индустрии» 1909.

Проблема промышленного штандорта представляет собой часть общей про-блемы географического размещения хозяйственной деятельности человека во-обще.

Фактором размещения («штандортным» фактором) Вебер называет ту эконо-миче-скую выгоду, которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависи-мости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении из-держек по производству и сбыту определенного промышленного продукта, что означает возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте с меньшими издерж-ками, чем в другом.

Факторы размещения общие, а не специальные, относящиеся к отдельным от-раслям промышленности.

Существуют факторы региональные и агломерационные:
Региональные факторы — те, которыми создается региональное раз-мещение про-мышленности, т.е. размещение по географическим, конкретно-дан-ным, индивиду-ально-определенным пунктам земной поверхности.
Агломерационными же являются такие, которые в рамках основной сети, уже соз-данной региональными факторами вызывают сосредоточение производства в большем или меньшем числе пунктов, определяя таким образом степень производ-ственной концен-трации его независимо от того, где образуется географическая ос-новная сеть промышлен-ной ориентации.

Есть еще — факторы «природно-технического» характера и «культурно-обще-ствен-ного» характера.

Размещение промышленного производства. Теория «штандортов» А. Вебера.

Практические за-дачи размещения промышленности стимулировали тео-ретические поиски. Ответом науки стала работа Альфреда Вебера (младшего брата крупней-шего со-циолога Макса Вебера, считавшего «протестантскую этику» важным фактором развития капитализма). Уже в названии книги «О штандорте промышленности» (1909) А. Вебер ввел в научный оборот новое понятие «штандорт», которое описывало не реальное, а предлагаемое опти-маль-ное размещение производства.

В 1926 г. под редакцией и с предисловием Н.Н. Баранского вышло полное изложе-ние книги Вебера с приложением работы его ученика 0.Шлира «Про-мышленность Герма-нии с 1860 г.»

В своем предисловии Н. Н. Баранский в частности писал: «Можно счи-тать бесспор-ным, что всякое продвижение вперед в области вопросов пространст-венного размещения промышленности возможно и мыслимо только через теорию Вебера, а ни в коем случае не помимо этой теории».

Методологические предпосылки теории сразу подчеркивают ее дедуктив-ный характер и идейную близость к теории Тюнена. Объект исследования — «хозяйственно-обособлен-ная территориальная область», подобно «Изолиро-ванному государству» не имеющая ка-ких-либо связей с другими террито-риями. Кроме того, данная область лишена унаследо-ванных черт хо-зяйства, сложившихся в ходе длительного периода социально-экономиче-ского разви-тия и прежних докапиталистических форм хозяйства.

Заранее задается размещение сырьевой, в широком смысле этого понятия, базы. Это относится к добывающей промышленности и сельскому хо-зяйству; по отношению к мес-там добычи энергетического, рудного и строительного сырья это не слишком отклоняется от реальности, поско-льку их размещение в основном определяется геологическими факто-рами, но сельское хозяйство испытывает сильное обратное влияние концентра-ции про-мышленности на размеры и размещение производства потребитель-ских и промышленных ви-дов продукции.

Также задано размещение центров потребления промышленной продук-ции и объемы спроса; здесь также не учитывается мультипликативный эффект размещения производства для спроса благодаря концентрации рабочего населения.

При анализе трудовых ресурсов и их размещения предполагается, что уровни зара-ботной платы и интенсивности труда, различающиеся для разных мест области, фиксиру-ются и остаются постоянными для каждого места. Это приводит к постоянству издержек на оплату труда не единицу продукции в каждом месте. В то же время трудовые ресурсы не мобильны (исключается миграция между местами области), но неограниченны. Это значит, что любое производство не зависит от резервов рабочей силы при своем расшире-нии и не вынуждено увеличивать затрата на труд.

Наряду с этими в теории используется несколько явных и неявных допу-щений. Снова специально не оговариваются условия общего экономического равновесия; производство какого-либо вида промышленной продукции мыс-лится в упрощенном виде, как единый технологический процесс, не распа-дающийся на отдельные стадии; рассматривается единственный вид транс-порта — железнодорожный, вместо гужевого исходной схемы в теории Тю-нена.

Основная задача теории: определение ведущих факторов размещения промышленно-сти и установление закономерностей, по которым действуют эти факторы.

Анализ факторов размещения и их классификация. Фактор размещения по Веберу — это экономическая выгода от размещения производства в данном месте. Данная выгода является резуль-татом сокращения относительных издержек по производству данного продукта, его сбыта и обеспечения основными фондами.

Очевидно, что закономерности размещения промышленности могут ос-новываться только на факторах, общих для всех, без исключения отра-слей промышленности. Специ-альные факторы связаны с особенностями техноло-гии отдельных отраслей. Все факторы, общие и специальные, разделены на региональные, определяющие размещение промыш-ленности в определенных местах, и агломерационные, способствующие концентрации промышленно-сти в некоторых из этих мест.

Кроме того, возможно разделение факторов на «природно-технические» и «куль-турно-общественные». Первые связаны с различиями в географическом положении, кли-мате и других природных условиях; они меняются прогрес-сом техники. Вторые опреде-ляют широкий спектр различий в социальных и культурных условиях, определяемых ис-торическими, этническими, конфес-сиональными и другими причинами.

Для построения общей теории размещения, по Веберу, необходимо и достаточно зна-ние лишь общих факторов регионального характера. Это тре-бует детального анализа тех производственных издержек, которые влияют на размещение промышленности в про-странстве. Поэтому особо внимание было уделено 7 видам производственных издержек:
1. Издержки на земельную ренту (аренда, покупка);
2. Издержки на основной капитал (здания, машины, оборудова-ние);
3. Издержки на сырье и энергоресурсы;
4. Издержки на рабочую силу;
5. Транспортные издержки;
6. Процент на заемный капитал;
7. Амортизационные отчисления на основной капитал.

Анализ каждого вида издержек показал, что ставки земельной ренты не объясняют первичного размещения промышленности в определенных местах обособленной области, хотя в дальнейшем влияют на процессы агломериро-вания производства. Издержки на ос-новной капитал, расходуемые на здания, машины и оборудовании в начальной и вспомо-гательных стадиях промыш-ленного производства, не представляют собой принципиаль-ных новых из-держек и не могут выступать как особые факторы размещения. Амортизаци-онные отчисления на основной капитал также не связаны не посредственно с местом раз-мещения производства; проценты на заемный капитал (ссудный процент) обычно различаются по странам, в зависимости от состояния рынка капиталов, курса валюты, общего экономического положе-ния, но для исследуемой обособленной области его можно принять одинако-вым для всех мест размещения.

Следовательно, общими региональными факторами являются следующие издержки: сырье и то-пливо, рабочая сила и транспорт. Путем ряда выкладок Вебер по-казал, что издержки на сырье и топливо можно ввести в транспортные из-держки: более высокая оплата единицы сырья или топлива повышает транс-портные издержки, а более низкая как бы сокращает их. Поэтому можно ос-тановиться на анализе только двух видов издержек, определяю-щих два ос-новных штандортных фактора:
1. Транспортные издержки — транспортная ориентация.
2. Издержки на рабочую силу — ориентация на трудовые ресурсы.

Так как все не региональные факторы общего характера могут быть только агломе-рационными или деагломарационными, то их действие можно изучать совместно, как не-которую объединенную агломерационную силу, определяющую третий штандортный фактор: агломерацию.

На первое место поставлена транспортная ориентация, поскольку она определяет формирование исходной схемы оптимального размещения произ-водства. Тогда различия в издержках на рабочую силу будут пред-ставлять первое отклонение от оптимального по транспортным издержкам размеще-ния. Аналогично, совокупность агломерационных фак-торов будет представ-лять вторую отклоняющую силу, также нарушающую первоначальную схему размещения. Так формируется промышленный ландшафт обособленной об-ласти. Рассмотрим более подробно каждый из трех факторов.

Транспортная ориентация

Транспортные издержки определяются только двумя факторами: весом перевозимых грузов и расстоянием перевозки. Все остальные факторы сво-дятся к этим двум: например, изменение, тарифных ставок в зависимости от причин сводится либо к изменению расстояния перевозки, либо к изме-нению веса перевозимых грузов. При рас-чете транспортных издержек учитываются издержки по перевозке материалов к местам перевозки, а за-тем готовой про-дукции к местам ее потребления.

В методологических предпосылках места добычи сырья и потребления го-товой про-дукции были фиксированы заранее. Теперь введем новое предпо-ложение: штандорт данного производства находится либо в каком-ни-будь из этих фиксированных мест, либо на прямой между ними. Тогда постоянной величиной станет один из двух элементов транспортных из-держек — расстоя-ние, переменной величиной, дифференцирующей общую величину транс-портных издержек от места к месту останется только вес транспортируе-мых грузов.

Это требует более детального анализа распределения сырья и топлива по территории и характера их производственного использования. Поэтому в теории выделяется два ос-новных вида подобных материалов:
I)»Убиквитеты», или материалы повсеместного размещения.
2) Локализованные материалы.

К первым относятся сырьевые материалы, более или менее одинаково раз-мещенные по всей территории изучаемой области — вода, глина, де-рево и т.п. К локализованным отно-сятся те виды сырья и топлива, ко-торые по геологи-ческим или экономическими причинам могут быть вовлечены в хозяйствен-ный оборот только в определенных местах.

Далее при изучении особенностей производственного использования ма-териалов важно различать два случая: 1) исходный материал практи-чески полностью входит при переработке В состав готовой продукции — «чистые материалы'»‘ (например, хлопковое во-локно, прокат и т.п.); 2) исходный материал дает при переработке большие объемы отходов, неис-пользуемые в основном производстве — «грубые материалы» (например руды металлов, картофель при переработке в крахмал, молоко — масло и т.п.). Эти качества сырья и особенности его ис-пользования в ос-новном производстве, совместно с общим весом грузов и расстоянием перевозки влияют на общую величину транспортных издержек и сдви-гают штандорт к местам минимальных транспортных затрат.

Для понимания методики расчета этих затрат в теорию введены понятия «склад» и «штан-дортная фигура», условность применения первого термина определяется его широким пе-реносным смыслом, не совпадающим с нашим обычным словоупотреблением. «Складом» обозначаются места добычи (получения, сбора) исходных материалов — всевозможных ви-дов промышлен-ного сырья и энергоресурсов. Тогда для каждого места потребления по каж-дому виду продукции можно построить геометрическую фигуру, образован-ную взаи-морасположе-нием n-складов и потребительским местом. Это со-четание и названо Вебером «штандортной фигурой», на которую следует опираться к дому производству при выборе места размещения.

При числе «складов» — 2, штандортная фигура образует простой треуголь-ник, вершины которого образованы 2 «складами» и местом потребления дан-ного продукта (М).

Для поиска оптимального по транс-портным издержкам штандорта следует учесть соот-ношение издержек на потребляемые локализован-ные материалы и на отправляемые к месту потребления готовые про-дукты. Соотношение веса локализованных материалов к весу продукта называется материальным ин-дексом. Общий вес грузов, пере-возимых от «материальных складов» к месту производства и от этого места к местам по-требления то-варов называется штандортным весом.

Если для производства 100 т. какого-либо продукта потребуется 300 т. одного локализованного материала и 200 т. другого локализо-ванного материала, то матери-альный индекс данного производства (отрасли) бу-дет равен: (300 + 200) : 100 = 5

Исходя из этих же величин, штандортный вес в целом будет равен 600, а в расчете на единицу продукции — 6.

Поиск штандорта — оптимального места размещения, ведется в рамках штандортной фигуры следующим образом, «Положим, — пишет Вебер, — мы имеем перед собой произ-водство, работающее с 2 локализованными мате-риалами, причем для выработки 1 т. про-дукта требуется 3/4 т. одного мате-риала и 1/2 т. другого. В таком случае мы получаем штандортную фигуру на «материальных компонентах» (линиях, соединяющих штандорт с «матери-альными складами») которого передвигаются веса в 3/4 и 1/2, в то время как «по-требительская компонента» отягощена 1,0 (рис. 10). Отсюда, исходя из принятого выше допущения, что единственными факторами, определяющими транс-порт-ные издержки служат вес и расстояние, мы при-ходим к следующему выводу: веса, соответствующие различным компонентам, представ-ляют те силы, с которыми различные вершины углов штан-дортной фигуры притягивают к себе штандорт производства».

На основе этого подхода с использованием материальных ин-дексов и штандортных весов Вебер проанализировал более сложные случаи рас-чета штандортных фигур, что позволило ему придти к ряду общих зако-номерностей, связанных с раз-мещением промышленности при транс-портной ориентации.

Ориентация на трудовые ресурсы

В рыночном хозяйстве экономическим выражением «издержек на труд» служит зара-ботная плата; реальные размеры этих издержек в пространстве меняются в зависимости от уровня ставок заработной платы и производи-тельности труда (в той составляющей, кото-рая зависит не от технического уровня предприятия, а от личных качеств рабочих), трудо-вые навыки, сло-жившиеся в результате предыдущих этапов социально-экономического раз-вития. Места, где по уровню заработной платы и производи-тельности труда, имеются самые низкие издержки на рабочую силу, Вебер называет «рабочими пунктами».

Общий вывод — рабочие пункты будут перетягивать к себе штандорты промыш-ленности от пунктов с минимальными транспортными издержками, установлен-ными выше, только в тех случаях, когда экономия издержек на рабочую силу пре-высит перерасход в транс-портных издержках, вызванный перемещением произ-водства.

В графической форме это выражено с помощью «изодапан» — замкнутых кри-вых ли-ний, соединяющих точки с одинаковыми отклонениями от минимальных транспортных издержек. Ту изодапану, которая соединяет точки, где отклонения от мини-мальных транспорт-ных издержек равны экономии на издержках на ра-бочую силу, Вебер назвал «критической изодапаной»‘. Величина экономии на рабочих издержках за-висит от двух величин: 1) абсолютной величины издержек на рабочую силу на единицу продукции: 2) доли сокращения этих издержек в рабочем пункте по сра-внению с пунктами минималь-ных транспортных издержек.

Таким образом, чем выше рабочий коэффициент данной отрасли промышленности или произ-водства данного вида товара, тем сильнее концентрируется эта отрасль в не-большом числе рабочих пунктов.

Агломерация

Транспортная ориентация и ориентация на трудовые ресурсы служат основ-ными и единственными, по мнению Вебера, факторами регионально-го размещения промышлен-ности. «Но нельзя ни понять, ни объяснить действительного размеще-ния без учета воздей-ствия третьего фактора, принципиально отличного по своей природе от первых двух, но играющего колоссальную роль именно для современ-ного размещения крупной машин-ной индустрии,» — писал Вебер.

Под действием первых факторов складывается сеть узлов, выделяю-щихся либо ми-ними-зацией транспортных издержек, либо оптимальным приближением к трудо-вым ресурсам. Однако размеры этих промышленных уз-лов и их производственная мощность в значи-тельной мере определяется агломерационными процессами, не связанными конкретно ни с одним из географических пунктов размещении произ-водства. В этой независимо-сти и заключено коренное отличие фактора агломера-ции от региональных факторов, имеющих четкую географическую, привязку.

Агломерация есть скопление, или сосредоточение промышленного производ-ства в каком-либо месте, вытекающее из общественной природы производства. Та-кое скопление может быть выражено в виде простого расширения и укрупнения производственных еди-ниц или вследствие сов-местного размещения этих произ-водств, ранее рассредоточенных по территории. Выгоды от подобного сосредоточения связаны со снижением издержек произ-водства, создаваемых не самой концентрацией промышленности, а близостью к тому или иному гео-графическому пункту.

Простое укрупнение производственных единиц Вебер назвал низшей ступенью аг-ломера-ции, а пространственную концентрацию производства без слияния их в одну единицу — высшей формой агломерации.

Процессам агломерации, снижающим издержки производства, обычно начи-нают про-тиводействовать деагломерационные факторы, выражающиеся в форме повышения цен на земельные участки, роста заработной платы и стоимости жизни.

Влияние индекса экономии от агломерации на перемещение штандорта от пунктов транспортного минимума учитывается так же, как и при ориента-ции на рабочую силу. Ос-новное различие здесь только в том, что рабочие пункты заданы заранее, а центры агло-мерации, в которые выгодно было бы переместить промышленность из нескольких других пунктов должны быть найдены в ходе исследования.

Графически эта задача при изучении агломерации в условиях транспорт-ной ориента-ции решается путем проведения изодапан вокруг заданных пунк-тов минимальных транспортных издержек.

Очевидно, что местом, где издержки отклонения от штандорта для каж-дого производ-ства не превысят той выгоды, которая может быть достигнута от пространственной кон-центрации, и где, следовательно, агломерация будет наиболее выгодна, станет площадь общего сегмента.

Однако это только первое, но еще не достаточное условие агломерирова-ния. Вторым условием служат показатели числа производств на исследуемой площади сегмента (их густоты, или плотности) и размера общего выпуска (весовая плотность). Оба показателя позволяют рассчитать общую производ-ственную массу пункта, которая при данном соче-тании производств и их вы-пуска достаточна для экономии издержек от агломерации.

Общий вывод: высокие показатели функции экономии от агломерации и плотности вы-пуска, низкие показатели штандортного веса и тарифных ставок на перевозки форсируют агломерационные процессы, а обратные условия подавляют их.

В дальнейшем теория штандортов подвергалась критике, уточнению, транс-формации с использованием нового математического аппарата векторного анализа и линейного про-граммирования. Уже сам Вебер в разделе «Общая ориентация» указал, что при переходе от теоретических построений к реаль-ности необходимо пересмотреть многие допущения теории, начиная с обо-собления какого производства и полного цикла — от сырьевого до готовой продукции.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>