http://npc-news.ru/

«Зачем России нужен был Кавказ?»

Кавказский вопрос стоит в России давно — по крайней мере, со времени начала русско-кавказских войн. Однако, историк Яков Гордин убежден, что отношения России и Кавказа — далеко не только военные, но в большей степени духовные.

Книга Якова Гордина «Зачем России нужен был Кавказ» — о глубинных духовных связях России и Кавказа, о том, что история этих связей начинается гораздо раньше, чем принято думать, и простирается гораздо глубже, чем принято думать. Вот отрывок из книги:

«Восприятие русским дворянином кавказского мира приводило к возникновению противоречивой, многосмысленной, парадоксальной картины, в основе которой лежала идея завоевания, как императива, и, в то же время, пересекающееся с ней сомнение в правомочности этого завоевания. Вспомним запись в дневнике Толстого: «Все утро мечтал о покорении Кавказа». В то же время, в автобиографических «Казаках» герой мечтает, подъезжая к Кавказу: то с необычайной храбростью и удивляющей всех силой он убивает, покоряет бесчисленное множество горцев, то он сам — горец и с ними вместе отстаивает против русских свою независимость».

— Яков Аркадьевич, неужели вы в самом деле отвечаете в вашей книге на вопрос: «Зачем России нужен был Кавказ?»

— Вы обратите внимание на подзаголовок «Иллюзии и реальность». Кавказ действительно был нужен, но вокруг этой российско-кавказской ситуации было создано и выросло огромное количество мифов. Мифов далеко не бессмысленных и, в основном, мифов культурных.

Обычно упор делается на геополитические моменты. Действительно, поскольку Турция была стратегическим противником, поскольку были напряженные отношения с Ираном (значительная часть дагестанских ханств тяготела к Ирану), то геополитический и военно-стратегический смысл в этом был. Кроме того, известный аргумент — защита от набегов, которые действительно были. Колонизационный элемент, хотя, скажем, Дагестан колонизовать никто не собирался и не мог, поскольку русский мужик там жить был не в состоянии.

Кроме этого, я довольно много почитал разных текстов на эту тему, в том числе, влиятельную газету «Московские ведомости», и там довольно много вокруг 60-64-го года (это завершение Кавказской войны) передовиц, написанных издателем и владельцем газеты Катковым, где упор делается как раз на культурно-психологический аспект. Объясняется, что вообще-то Кавказ — это как бы древнее достояние русского государства. С Кавказом имели дело еще русские князья в удельный период, что чистая правда, надо сказать.

Но что действительно очень важно, Кавказ, кавказские мифы, Прометей, в частности, — все это органично входило в культурно-психологическую сферу существования и русского человека. Наиболее яркий славянофил Хомяков считал, и не он один, что с Кавказа вышли многие народы, причем народы наиболее воинственные. Викингов считают выходцами с Кавказа Само по себе это очень любопытно, потому что русские воевали десятилетиями, но никак не могли одолеть горцев, и это в некотором роде объяснение и оправдание: самые воинственные в мире люди, знаменитые викинги — и те с Кавказа произошли.

— Утешение такое?

— В некотором роде. И многое другое. Возникло такое явление как «кавказская утопия». Довольно много и внимательно об этом писал, кстати говоря, Лев Николаевич Толстой. Это миф о целительности Кавказа для русского человека, не находящего себе места.

— Прибежище так называемых «лишних людей»?

— В некотором роде — да. Поэтому не только военные соображения, но и культурно-психологическая сторона дела для русского думающего человека была тогда очень важна. В «Рубке леса» у Толстого это очень здорово все сформулировано. В России ведь существует престранное предание про Кавказ, будто это какая-то обетованная земля для всякого рода несчастных людей. Эта идея встречается постоянно и в воспоминаниях, и в художественных произведениях. Вот как писал один из таких знаменитых кавказцев Зиссерман, он имел в виду 40-е годы: «Русскую молодежь охватила некая мания, которая заставляла их стремиться на Кавказ». Действительно Кавказ был неким психологическим выходом.

— А почему? Воля?

— Да. Это принципиально другое пространство. В Кавказском корпусе не было тогда жесткого прессинга на человека, который был в коренной России, уровень самостоятельности кавказского офицера был гораздо выше. И еще много всего, в том числе, и романтическая идеология, которая с 1910-х годов в России развивалась. Фигура вот этого человека, для которого свобода дороже всего, и который с презрением относится к смерти. А это действительно так, и об этом многократно писали русские офицеры в воспоминаниях — как горцы гибли, но не сдавались. Это есть и у Толстого в “Казаках” — гибель чеченцев. В конце есть замечательная сцена, когда затравили казаки группу чеченцев, они связали друг друга по коленям ремнями, чтобы не было даже возможности убежать. И, кстати говоря, у Толстого это фигура почти инопланетянина — чеченский джигит, который приехал за убитым братом. Это человек высокого самосознания, который с презрением относится и к казакам и, вообще, к миру. Это такая почти демоническая фигура.

— «Демон» тоже помещен на Кавказ.

— Абсолютно точно! Я тут пишу об этом, потому что Лермонтов не случайно выбрал местом этого инфернального действа именно Кавказ:

«И над вершинами Кавказа
Изгнанник края пролетал….»

Пушкин объясняет, почему этот будущий пленник отправился на Кавказ:

«И в край далекий полетел
Свеселым призраком свободы…»

Не столько даже за внешней свободой, сколько за ощущением внутренней раскрепощенности.

В завершение — отрывок их книги Якова Гордина «Зачем России нужен был Кавказ»:

«Русские завоеватели высшим достижением считают максимальное отождествление себя с горцами. Когда Лермонтов писал, что Печорин гордился своим неотличимым сходством с кабардинцем, то он знал, что говорил. Ношение горского костюма русскими офицерами было явлением знаковым, оно означало стремление влиться в исконный мир Кавказа, отделиться таким образом от русского мира, при этом не теряя чувства имперского патриотизма. Русские офицеры органично воспринимали мир Кавказа, как свой. Черкесское платье, верховая посадка, оружие — имитация облика джигита. Джигит — концентрация достоинств свободного человека и высшая похвала, как для горца, так и для русского”.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>