http://npc-news.ru/

SWOT-анализ авиакомпании «Трансаэро»

SWOT-анализ представляет собой метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).

Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих её достижению или осложняющих его.

Рассмотрим авиакомпанию «Трансаэро» с точки зрения 4 категорий:

1. Сильные стороны авиакомпании:

— хорошая репутация среди пассажиров и партнеров;

— обновленный флот авиакомпании, соответствующий модернизированным стандартам;

— высокий уровень сервиса;

— часто обновляемые маршруты;

— высокая рентабельность рейсов (за счет осуществления 70% перевозок на широкофюзеляжных воздушных судах с большей вместимостью пассажиров);

— высокая социальная ответственность.

2. Слабые стороны авиакомпании:

— слаборазвитое продвижение компании за рубеж (особенно в Западную Европу);

— высокая долговая нагрузка;

— сезонность спроса на авиаперевозки.

3. Возможности:

— открытие направлений в такие страны, как США, Таиланд открывает перед компанией потенциально прибыльное поле деятельности;

— расширить свою долю на рынке авиаперевозок, потеснив «Аэрофлот», за счет осуществления деятельности по европейским направлениям, на что компания получила право в 2011г;

— расширение услуг неавиационной сферы деятельности (привлечение клиентов бизнес-класса за счет внедрения современной системы развлечения).

4. Угрозы:

— стремительное развитие главного конкурента авиакомпании «Трансаэро» («Аэрофлот»);

— высокая степень вероятности подорожания авиатоплива, в следствие чего компания может потерять клиентов в случае повышения тарифов;

— нестабильная экономическая ситуация в стране, участившиеся случаи стихийных бедствий могут прервать деятельность авиакомпании на тех или иных направлениях авиаперевозок, тем самым значительно сократив прибыль;

— повышенный риск приостановления деятельности, связанный с угрозами террористических актов, так как авиакомпания работает на международных линиях;

— возможность понесения значительных убытков, в связи с изменением процентной ставки, так как оборот авиакомпании предполагает привлечение заемных средств в крупном масштабе, а также возможность изменения валютного курса в невыгодную для авиакомпании сторону.

Для соотношения выявленных сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами для авиакомпании, сведем полученные данные в таблицу 12.

Таблица 12 — SWOT-анализ авиакомпании «Трансаэро»

Возможности Угрозы
Сильные стороны 1. Дальнейшее повышение уровня сервиса, с целью присвоения некоторой доли рынка, принадлежащей конкурентам. 2. Обновленный флот авиакомпании позволяет внедрить на борт современные технологии и системы развлечения пассажиров во время полета. 3. Высокая социальная ответственность авиакомпании позволяет ей занимать ведущие позиции по привлечению трудовых ресурсов, вследствие чего возможно расширение маршрутной сети и достижение цели, озвученной в пункте 1 данного раздела. 1. Повышение конкурентоспособности авиакомпании за счет повышения уровня сервиса, обновления флота и расширения маршрутной сети. 2. Сохранение тарифов на минимально низком уровне в случае подорожания топлива, за счет высокой рентабельности рейсов и расширение таким образом влияния на рынке авиаперевозок. 3. Постоянное планирование расширения маршрутной сети по новым направлениям, в случае если возникнет ситуация, при которой ранее используемые направления станут недоступны на неопределенный срок. 4. Снижение рисков, связанных с изменением курса процентных ставок и валютного курса следующими способами: — привлечение капитала за счет размещения облигаций; — внедрение постоянного мониторинга и контроля тенденций изменения валютного курса, анализ и моделирование курсовых изменений.
Слабые стороны 1. Расширение маршрутной сети по европейским направлениям, с целью расширения влияния в этом секторе и получения прибыли. 2. Снижение высокой долговой нагрузки, за счет рационализации маршрутной сети в соответствии с открывшимися возможностями и увеличение таким образом доли собственных источников финансирования (увеличение прибыли). 3. Внедрение гибкой системы тарифов, обусловленной сезонностью спроса; 4. Проведение социальных программ и акций, которые привлекая потребителей в настоящий момент времени предлагали бы им в качестве подарка дисконт на оплату авиаперевозок, предстоящих в сезон низкой активности спроса. 1. Расширение маршрутной сети на международных линиях, за счет обновленного, модернизированного флота. 2. Использование новейшего оборудования и технологий, с целью минимизации затрат ресурсов на авиаперевозки, в том числе авиатоплива. 3. Укрепление хорошей репутации авиакомпании и повышение ее статуса за счет проведения социальных программ, направленных на стимуляцию спроса в сезон низкой активности. 4. Мониторинг потребительского спроса на сайте авиакомпании, с целью выявления перспектив разработки новых направлений. 5. С целью расширения влияния на рынке необходимо включить в штат сотрудника, который будет заниматься продвижением и рекламой компании в социальных сетях, на всевозможных форумах. 6. Внедрение бесплатного wi-fi подключения на воздушных судах авиакомпании. 7. Расширение деятельности на рынке грузовых перевозок, особенно на период низкой активности спроса.

 

Таблица 13 – Матрица ситуационного анализа (SWOT)

Внешняя среда Внутренняя среда
Возможности Слабые стороны ИТОГО Сильные стороны ИТОГО ВСЕГО
Развитие направлений США, Таиланд -3 -2 -1 -6 +3 +1 +1 -1
Развитие направлений Европа -5 -2 -1 -8 +3 +1 +1 -3
Расширение услуг неавиационной сферы -1 -1 +5 +1 +3
Угрозы
Стремительное развитие конкурента -4 -2 -2 -8 +3 +4 +3 +2 +2 +3
Подорожание авиаГСМ -2 -3 -3 -8 +3 +1 +2 +3
Нестабильная экономическая ситуация -1 -2 -3 -6 +2 +2 -2
Изменение курса валют, % ставки -3 -3 +3
ИТОГО -15 -15 -10 -40

Таким образом, матрица ситуационного анализа показывает, что общая оценка положительная (12). Это значит, что в целом сильные стороны покрывают слабые стороны авиакомпании.

Основные проблемы, выявленные с помощью матрицы:

— Невозможность развития международных направлений (США, Европа);

— Зависимость от политической и экономической ситуации в стране.

Также из матрицы видно, что сильные стороны авиакомпании в полной мере позволяют ей удерживать конкурентную позицию, а также развивать неавиационную сферу деятельности.

Выводы и рекомендации

Таким образом, ключевые факторы, которые представляют угрозу для текущей стратегии авиакомпании «Трансаэро» это факторы, связанные с рисками ухудшения экономической ситуации, государственного регулирования отрасли, подорожанием авиатоплива, а также упущением возможностей расширения маршрутной сети.

Основной проблемой, оказывающей всестороннее влияние на деятельность авиакомпании, является высокая долговая нагрузка.

В ходе проведения SWOT-анализа был выделен ряд стратегий, направленных на устранение внешних угроз авиакомпании, а также на устранение ее слабых сторон.

Приоритетными стратегиями, на мой взгляд, являются:

1. Повышение конкурентоспособности авиакомпании за счет повышения уровня сервиса, обновления флота и расширения маршрутной сети;

2. Постоянное планирование расширения маршрутной сети по новым направлениям

3. Привлечение капитала за счет размещения облигаций;

4. Укрепление хорошей репутации авиакомпании и повышение ее статуса за счет проведения социальных программ, которые в то же время направлены и на стимуляцию спроса в сезон низкой активности;

5. Повышение эффективности маркетинговой деятельности, за счет внедрения в штат квалифицированного специалиста-маркетолога;

6. Расширение деятельности на рынке грузовых перевозок, особенно на период низкой активности спроса.

SWOT-анализ не только подтвердил целесообразность стратегий развития авиакомпании «Трансаэро», предложенных при анализе дерева проблем, но также позволил выделить дополнительные стратегии.


1 комментарий: SWOT-анализ авиакомпании «Трансаэро»

  • Avia

    5 ноября 1991 года был выполнен первый полет «Трансаэро» под собственным кодом UN по маршруту Москва Тель-Авив.

Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>