http://npc-news.ru/

Гражданская авиация. История создания первых международных организаций

Свободное воздухоплавание, а по существу полеты гражданской авиации, началось 5 июня 1783 года в городе Анноне (Франция), где братья Жозеф и Этьен Монгольфье запустили первый летательный аппарат, названный «Воздушный шар». 19 сентября над Версалем (Версальским дворцом) поднялся первый аэростат с «пассажирами»: петух, утка и овца вошли в историю как

первые воздухоплаватели. А 21 ноября в воздух впервые поднялись люди: французские аристократы Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Вскоре воздухоплавание распространилось по всей Европе и, в несколько меньшей степени, по другим районам мира.

В 1784 году свободные аэростаты поднялись в небо Англии, Испании, Италии и США. На следующий год первые полеты были выполнены в Бельгии, Германии и Голландии. Во многих случаях аэростаты вместе со своими пассажирами перелетали из одного государства в другое. Первый международный пилотируемый полет на воздушном шаре был совершен из Дувра в Кале в 1885 году. Первый международный полет летательного аппарата тяжелее воздуха был также выполнен через Па-де-Кале (пролив) между Дувром и Кале в 1909 году, но в обратном направлении. Первый коммерческий пассажирский авиарейс состоялся в 1914 году, в 1919 полетел первый пассажирский самолет с ванной комнатой на борту.

Строительство и последующее использование первых дирижаблей и самолетов в наиболее развитых странах мира повлекло за собой возникновение многих территориальных и коммерческих проблем и необходимость их многостороннего регулирования. Все яснее становилась потребность в двухсторонних договоренностях в гражданской авиации. Отдельным, даже сильно развитым странам было не под силу самостоятельно решать все проблемы, связанные с созданием и технической эксплуатацией воздушного транспорта. Требовалась координация различных национальных законодательств, обмен технической и экономической информацией, стандартизация и унификация норм и правил международных воздушных судов, с тем, чтобы превратить воздушный транспорт из национального во всемирный вид транспорта.

Первая неудачная попытка достичь международного соглашения и на его основе создать общую организацию была предпринята 18 европейскими государствами, в число которых входила и Россия. По инициативе французского правительства в 1910 году в Париже была созвана первая международная конференция, где была рассмотрена первая международная конвенция по аэронавигации. Но конференция ее не приняла. Затем на Версальской конференции состоявшейся в 1919 году была разработана система Версальских договоров, составной частью которой явилась Парижская конвенция в воздушных передвижениях 1919 года.

На основе Версальской Конвенции была создана международная комиссия по аэронавигации (СИНА), явившаяся первой межправительственной международной организацией в области гражданской авиации. Штаб квартирой СИНА был избран Париж, он оставался им до 1937 года. В 1919 году, после окончания Первой Мировой войны, 6 марта провела свое первое заседание Авиационная Комиссия Мирной Конференции. В состав ее вошли 12 государств: Бельгия, Бразилия, Британская Империя, Греция, Италия, Королевство сербов, хорватов и словенцев, Куба, Португалия, Румыния, Франция, Япония, США. А 13 октября 1919 года была принята Международная Конвенция о регулировании воздушной навигации (Парижская конвенция). Это был первый международный акт о правилах воздушного поведения, который предусматривал создание норм лётной годности и решение вопросов перевозки пассажиров и грузов.

Главную роль в Международной аэронавигационной комиссии — СИНА (Commission internationale de navigation aérienne — CINA) играли основные державы мира: США, Франция, Великобритания и Италия. СИНА осуществляла административные и арбитражные функции, утверждала летно- технические нормы и правила в мире гражданской авиации до самого начала Второй Мировой войны. Юридически она перестала существовать 31 декабря 1947 года на основании решения Чикагской конвенции, принятого в конце 1944 года.

Фактически деятельность большинства первых международных организаций в области гражданской авиации прекратилось с началом Второй Мировой войны, которая оказала огромное влияние на техническое совершенствование и дальнейшее развитие воздушного транспорта многих стран. По ее окончании в распоряжении государств имелся большой запас самолетов и других летательных аппаратов и технических средств аэронавигации, необходимых для безопасной эксплуатации воздушного транспорта. Это послужило толчком к бурному развитию деятельности гражданской мировой авиации. Поэтому вновь возникла необходимость в создании общемировых межправительственных и неправительственных организаций, которые взяли бы на себя задачу всемерно содействовать всестороннему развитию международной гражданской авиации.

ИКАО – Международная организация гражданской авиации

(International Civil Aviation Organization)

1 ноября 1944 года, в Чикаго собрались представители 52 стран, чтобы создать организационную структуру всемирной гражданской авиации. Чикагская конференция закончилась подписанием Конвенции о международной гражданской авиации, получившей название Чикагская конвенция 1944 года, которая предусматривала временное функционирование пока ее

не ратифицируют 26 государств. C 1944 по 1947 год просуществовала Временная международная организация гражданской авиации — ПИКАО (PICАО — Provisional International Civil Aviation Organization). 4 апреля 1947 года ИКАО стала действовать официально. В настоящее время главная роль среди всех организаций гражданской авиации на общемировом уровне принадлежит ИКАО, которая по существу является единственным универсальным общемировым институтом международного экономического сотрудничества на воздушном транспорте.

Международная организация гражданской авиации — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы, необходимые для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения. ИКАО выступает в роли координатора международного сотрудничества во всех областях, связанных с гражданской авиацией.

Основные направления деятельности ИКАО:

· техническое направление- разработка, совершенствование и внедрение стандартов и рекомендаций, применяемых в международной гражданской авиации;

· экономическое направление:

Ø исследование международных пассажирских и грузовых перевозок и выработка рекомендаций по вопросам ставок и сборовза пользование аэропортами и аэронавигационными средствами, а также порядка установления тарифов, применяемых на международных линиях;

Ø изучение вопросов упрощения формальностейпри международных воздушных перевозках;

Ø оказание постоянной технической помощи развивающимся странамв создании собственных систем внутренних и международных воздушных перевозок;

· правовое направление- разработка проектов новых документов по международному воздушному праву.

Цели и задачи ИКАОи, изложены в статье 44 Чикагской конвенции. Они заключаются в разработке принципов и методов международной аэронавигации и в содействии планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы:

· обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной гражданской авиации во всем мире;

· поощрять искусство конструирования и эксплуатации воздушных судов в мирных целях;

· поощрять развитие воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации;

· удовлетворять потребности народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте;

· предотвращать экономические потери, вызванные неразумной конкуренцией;

· обеспечивать полное уважение прав Договаривающихся государств и справедливые для каждого Договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении;

· избегать дискриминации в отношении Договаривающихся государств;

· способствовать безопасности полетов в международной аэронавигации; оказывать общее содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

Одной из задач ИКАО является облегчение движения самолетов, пассажиров, экипажей, багажа, грузов и почтовых отправлений через границы за счет стандартизации таможенных, иммиграционных, санитарных правил и иных формальностей. ИКАО — специализированное учреждение ООН, это способствует расширению ее контактов с другими международными организациями.

На Чикагской конференции не было принято всеобщего многостороннего соглашения об обмене коммерческих прав на перевозку, однако, Конвенция и Соглашение о транзите послужили фундаментом для создания государствами единой всемирной системы воздушного транспорта, основанной на проведении двусторонних переговоров и базирующейся на взаимном уважении суверенитета и национальных интересов.

В 1947 году в ИКАО входило 26 государств. На начало 21 века членами ИКАО и участниками Чикагской конвенции являлись уже более 190 государств. Казахстан стал членом ИКАО в 1992 году.

Официальным языком ИКАО, наряду с испанским, французским, английским, китайским и арабским является, русский. Это немаловажно для практической деятельности гражданской авиации стран СНГ.

Центральные органы ИКАО размещаются в Монреале (Канада). ИКАО имеет 7 региональных отделений, которые объединяют страны одного географического района.

Региональные отделения решают вопросы «местного» значения. В каждом регионе есть представительство ИКАО:

· в Париже (Франция) — для европейских стран;

· в Мехико (Мексика) — для государств Северной Америки и бассейна Карибского моря;

· в Лиме (Перу) — для Южной Америки;

· в Бангкоке (Таиланд) — для стран Дальнего Востока и Океании;

· в Дакаре (Сенегал) — для Африки;

· в Найроби (Кения) — для Восточной Африки;

· в Каире (Египет) — для Ближнего Востока.

Рисунок 12 — Карта статистических регионов ИКАО

Высший представительный орган ИКАО — Ассамблея. Сессии Ассамблеи собираются не реже 1 раза в 3 года. Голосование на ней открытое, однако, по просьбе 2 и более государств может проводиться тайное голосование. Для принятия решения Ассамблеей требуется простое большинство голосов, каждое государство имеет право на 1 голос. Все государства — члены ИКАО имеют равное право направлять на сессии Ассамблеи свои делегации, страны, не являющиеся членами ИКАО, могут быть представлены наблюдателями.

Постоянно действующим органом ИКАО является Совет. Совет ИКАО — исполнительный орган организации, обеспечивающий непрерывность деятельности организации в промежутках между сессиями Ассамблеи. Он несет ответственность перед высшим органом ИКАО за свою деятельность и выполняет следующие функции:

· выполнение решений Ассамблеи и представление отчета о своей работе;

· избрание Генерального секретаря и руководящих сотрудников;

· распоряжение деньгами организации;

· утверждение международных стандартов и рекомендаций, внесение их в приложения к Конвенции;

· осуществление регистрации международных авиационных соглашений;

· осуществление арбитражных функций при регулировании разногласий между государствами — членами ИКАО.

ИКАО финансируется в основном за счет членских взносов, размер которых индивидуален для каждого государства. Минимальный членский взнос составляет 0,06% от национального дохода, максимальный — 25% от национального дохода государства.

С первых дней работы ИКАО одним из наиболее актуальных вопросов деятельности гражданской авиации считает вопросы авиаперевозок грузов, особенно опасных. Для унификации деятельности авиации всех стран-участниц по перевозке грузов, с целью обеспечения безопасности на воздушном транспорте, в ИКАО разработаны специализированные приложения к Чикагской конвенции 1944 года, в том числе приложение №18, регламентирующее авиаперевозку опасных грузов.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>