Былина «Вольга и Минула Селянинонич»
http://npc-news.ru/

Былина «Вольга и Минула Селянинонич»

Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чистыим полям.
Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темный леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцев да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих.
Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
Темно-кариих жеребчиков нелегченыих.
Вот посели на добрых коней, поехали,
оехали к городам да за получкою.

Повыехали в раздольице чисто́ поле,
Услыхали во чистом поле оратая1,
Как орет2 в поле оратай посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики3 по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Они ехали да ведь и другой день,
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орет в поле оратай посвистывает,
Сошка у оратая поскрипывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день еще до пабедья4.
А наехали в чистом поле оратая.

1 Ора́тай — пахарь. 2 — пашет. 3 Оме́шики — сошник у плуга, подрезывает и вздымает пласт. 4 Па́бедья. до пабедья — до полудня.

Как орет в поле оратай посвистывает,
А бороздочки он да дометывает,
А пенье-коренья вывертывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые.
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присо́шечек5 у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.

5 Присо́шечек — лопатка для отворота земли.

«Вольга и Микула Селянинович». Худ. И. Билибин

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются;
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян:
Вот шилом пяты, носы́ востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Говорит-то Вольга таковы слова:
— Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьяновати,
А бороздки тебе да пометывати,
А пенья-коренья вывертывати,
А болыыие-то каменья в борозду валить!

Говорит оратай таковы слова:
— Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?

Тут проговорил Вольга Святославович:
— Как пожаловал меня да родной дядюшка,
Родной дядюшка да крестный батюшка,
Ласковый Владимир стольно-киевский,
Тремя ли городами со крестьянами:
Первым городом Ку́рцовцем,
Другим городом Орёховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Теперь еду к городам да за получкою.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги6 калиновы,
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьего дни,
Закупил я соли цело три меха7
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…
А тут стали мужички с меня грошей просить.
Я им стал-то ведь гроягей делить,
А грошей-то стало мало ставиться,
Мужичков-то ведь больше ставится.
Потом стал-то я их ведь отталкивать,
Стал отталкивать да кулаком грозить,
Положил тут их я ведь до тысячи:
оторый стоя стоит, тот си́дя сиди́т,
Который сидя сидит, тот и ле́жа лежи́т.

6 Сляга, слега — жердь, тонкое бревно. 7 Мех — мешок.

Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко.
Ты поедем-ко со мною во товарищах.

А тут ли оратай-оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул.
Они сели на добрых коней, поехали.
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у нее да завивается.
У оратая кобыла ступью́ пошла.
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.

Говорит оратай таковы слова:
— Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего:
Маломощный-то наедет — взять нечего,
А богатый-то наедет — не позарится, —
А для-ради мужичка да деревенщины.
Как бы сошку из земельки повывернута,
Из омешиков бы земельку повытряхнути
Да бросить сошку за ракитов куст.

Тут ведь Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой.
Они сошку за обжи8 вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернутъ,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

8 О́бжи — оглобли сохи.

Тут молодой Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Целым он ведь десяточком.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли выдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул.
Бросил сошку за ракитов куст.

А тут сели на добрых коней, поехали.
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у ней да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.

Тут Вольга стал да он покрикивать,
Колпаком он стал да ведь помахивать:
— Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу пятьсот бы дали.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
Я купил эту кобылу жеребеночком.
Жеребеночком да из-под матушки,
Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу цены не было бы!

Тут проговорит Вольга Святославович:
— Ай же ты, оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?
Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же ты, Вольга Святославович!
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
«Молодой Микула Селянинович!»…

Ответы на вопросы

1. Каком теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем? Когда мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Минула Селянинович»?

Былина посвящена теме крестьянского труда, его важности. Подлинный герой былины — трудовое крестьянство, представленное в облике Микулы. Мужички начинают похваливать Микулу тогда, когда он уже собрал урожай и приглашает людей на пир.

2. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяннновичу? Как вы понимаете смысл
зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?

Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу тогда, когда тот превзошел целую дружину — сумел выдернуть соху из земли.
В зачине рассказывается о рождении Вольги, его делах, целях («похотелось Вольге много мудрости…»). Смысл зачина в том, чтобы подготовить слушателя к противопоставлению Вольги и Микулы, о котором будет рассказываться далее.
В былине подробно представлен портрет пахаря (Микула очень красив, празднично одет), описан процесс труда (работает пахарь легко, с удовольствием). Правдоподобие в этом описании нарушено, но зато передано отношение народа к крестьянскому труду: труд крестьянина оценивается выше воинских подвигов.
Гиперболы и постоянные эпитеты помогают усилить эмоциональность текста, передают отношение сказителя.

3. Данте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).

Микула Селянинович — пахарь. В начале былины мы видим, как Вольга не может доехать до Микулы, три дня добирается.
Эта гипербола помогает представить масштабы трудовой деятельности Микулы.
Микула работает легко, с удовольствием, труд ему в радость, орудия труда у него очень красивые, богато украшенные. С помощью этих деталей в былине превозносится крестьянский труд.
Микула очень красив, описываются его кудри, глаза, брови, он празднично одет. Правдоподобие в этом описании нарушено, но так передается доброе отношение народа к пахарю. В диалоге, который следует далее, показан характер Микулы Селяниновича: он не позволит себя обидеть, соглашается помочь Вольге в трудную минуту, Микула бережлив и заботлив.
Этот герой превосходит силой и умом целую дружину (он один смог бросить соху за ракитов куст, а дружина не смогла). В конце былины герой рассказывает о том, что после сбора урожая он будет радоваться вместе со всеми, то есть сам Микула не выделяет себя среди других людей.
Образ Микулы — это собирательный образ всего крестьянства, чей труд оценен в былине очень высоко, выше воинских подвигов Вольги.

4. Попробуйте сделать небольшой словарик (на темы «Так говорили былинные герои» или «Незаслуженно забытые
слова» на выбор). Объясните слова «нарекать», «пожаловать», «раздольнце», «крестный батюшка» и др.

Словарик «Незаслуженно забытые слова»
соловая — желтоватая, со светлой гривой; гужики — кожаные петли в хомуте;
сафьян — мягкая кожа, окрашенная в яркий цвет;
кафтан — русская мужская верхняя одежда;
крестьяновать — заниматься крестьянским трудом;
скирда — большой стог сена;
получка — дань;
оболока — облака;
нарекать — называть;
пожаловать — отдать, подарить;
раздольице — раздолье.

5. Если бы предложили поставить памятник одному из героев, кому бы вы его поставили — Вольге или Микуле? Как бы он выглядел?

Это был бы памятник Микуле Селяниновичу, красивому, могучему русскому человеку, изображенному в процессе труда, с сохой, такой, как описан герой в начале былины.

Ответы на вопросы «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена?

Эту былину следует отнести к Киевскому циклу. Её тема — защита Руси от врагов.
В былине рассказывается о том, как Илья Муромец, ехав к обедне в Киев, выбрал более короткую прямую дорогу, по которой никто не ездил из-за Соловья-разбойника. Встретив Соловья-разбойника, Илья Муромец победил его, тем самым освободив «прямоезжую дорогу» на Киев.
Характер Ильи Муромца серьезный, он человек храбрый, прямой. Говорит Илья достойно, речь его спокойная, размеренная. Так же он и ведет себя. Илья Муромец смелый, бесстрашный, без раздумий он вступает в схватку с Соловьем-разбойником, по приезде к князю Владимиру он не хвастает, а ведет себя «по-ученому».
Настроение былины торжественное, оно выражено в заключительных строках, где рассказывается о людской благодарности.

2. Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.

Илья Муромец отказался стать в Чернигове воеводой, потому что цель его была иная: попасть к обедне в Киев, а целью его жизни была защита земли Русской.
Он победил Соловья-разбойника, потому что не сомневался в своей правоте, жаждал справедливости, верил в свои силы.
Отношение народа к Илье Муромцу в былине выражается, во-первых, при помощи гиперболы (преувеличения). Преувеличиваются сила Ильи, его способности. Также отношение выражается при помощи эпитетов («удаленький дородный добрый молодец»). Отношение других героев былины к Илье Муромцу (Соловей-разбойник боится его, черниговские мужики уважают) тоже говорит о том, что народ относится к герою с уважением и любовью.
С героями сказок Илью сближает то, что он наделен неким волшебным даром преодолевать пространство, борется со злом и одерживает победу.
Илья Муромец — человек высокий, крупный, плотного телосложения. У него серьезное лицо, есть борода, усы. Одежда на нем богатырская: кольчуга, шлем, он возит с собой щит и колчан со стрелами, стреляет он из лука, причем очень метко.

4. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами часто используются в былинах (детушки, дорожка, скорешенько, лесушки, обеденка, дороженька, реченька). Это отражение народно-поэтического восприятия жизни, а также способ выражения авторского отношения к героям и событиям.

Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловьяразбойника? Как он говорит об этом сам?

Во время боя проявилось бесстрашие, умение владеть собой. Илья Муромец твердо верит в то, что Соловью-разбойнику пора прекратить разбойничать, «полно вдовить жен молодых, полно сиротить малых детушек». Герой совершает свой подвиг не ради славы, а ради людей.

Как вы понимаете концовку былины?

Концовка былины (две последние строчки) говорит о том, что люди высоко оценили подвиг Ильи Муромца, потому что он защитил их.

6. Главный герой — Илья Муромец. Народ — сказитель награждает его эпитетами «удаленький», «дородный», «добрый», «славный богатырь святорусский».

7. Илья Муромец ехал в Киев, по пути он проехал через Чернигов и речку Смородину. Он не послушался совета черниговских жителей ехать окольной дорогой, поехал «прямоезжей», хотя там его подстерегали опасности. Это говорит о бесстрашии Ильи Муромца, о вере в правоту своего дела.

8. Битва Ильи Муромца и Соловьи-разбойника проходила так: Соловей свистал и кричал по-звериному, это было очень страшно, леса к земле преклонились, конь Ильи Муромца стал спотыкаться. Только сам герой оставался совершенно спокойным, он заставил коня повиноваться ему и из лука стрелял в Соловья. Видимо, Илья Муромец был метким стрелком, так как сразу «выбил ему право око с косицею». Затем он связал его и повез с собой в Киев.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>