http://npc-news.ru/

Из «Поучения» Владимира Мономаха

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над нею, но примите ее в сердце свое и не ленитесь, но усердно трудитесь…

В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте, не полагайтесь ни на тиуна1, ни на отрока2, чтобы приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью. Сторожей сами снаряжайте и ночью, со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте рано. Оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись; по лености, внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

1 Тиу́н — управляющий хозяйством.
2 О́трок — слуга.

Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали люди проклинать вас.

Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Мы, люди, грешны, и если кто нам зло сотворит, то хотим его поглотить, кровь его пролить скорей.

Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою.

Гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу; все, что мы имеем, дано нам на малое время. Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью, ни во что ставьте всеобщий почет.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Если забудете это, то чаще перечитывайте мою грамотку, тогда и мне не будет стыдно, и вам будет хорошо.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь ему была от других стран. Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…

Ответы на вопросы

1. В чем смысл поучений Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня? Как вы понимаете советы: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

Поучения — это жанр, предназначенный для непосредственного наставления, поэтому и произносились они на общедоступном разговорном языке.
Обычно поучения составлялись церковнослужителями, но в данном случае их автор — князь, представитель высшей власти. В этом поучении чувствуется большое желание князя передать своим детям самое важное, о чем размышлял сам. Владимир Мономах говорит о том, как нужно поступать, как нужно чувствовать, объясняет, почему следует делать так, а не иначе. Эти поучения актуальны и сегодня. Например, остерегаться лжи, чтить старых и быть гостеприимным, делать добро и не гордиться перед другими людьми.
Совет «не давать отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам» следует понимать так: необходимо в молодых людях воспитывать бережное отношение к окружающему миру. «Напоите и накормите просящего» — этот совет учит быть щедрым, как и совет «убогих не забывайте» учит быть милосердным и внимательным к нуждам других людей.»

2. Как должно звучать это произведение? Прочитайте его выразительно, отметьте особенности стиля.

Это произведение должно звучать достаточно медленно и вместе с тем взволнованно, с силой глубокого убеждения в своей правоте.
Из особенностей стиля следует учитывать следующие:
— обилие однородных членов, которые произносятся с интонацией перечисления;
— наличие большого количества отрицательных и усилительных частиц;
— наличие обособленных и сравнительных оборотов, которые тоже должны быть выделены при чтении;
— антонимы — одно из средств выразительности;
— параллельная связь между предложениями.
Всё это говорит о литературной одаренности автора.

4. Прочитайте самостоятельно «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Подумайте, какой теме она посвящена.

«Повесть о Петре и Февронии» посвящена описанию образа жизни двух праведников, истории их любви и смерти, а также изображению идеальной власти в лице Февронии, ставшей княгиней благодаря уму, а не знатному происхождению.
Каждый поступок Петра и Февронии пронизан чувством любви к людям, к Богу, друг к другу.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>