http://npc-news.ru/

Сказание о смерти Олега от коня. Песнь о вещем Олеге. Пушкин А С

Многие поэты и прозаики обращались к прошлому и находили в нем немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавали свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. Прочитаем историю об Олеге в летописи.

Сказание о смерти Олега от коня

И живяше Олегъ миръ има ко всем странамъ, княжа в Киев. И присп осень, и помяну Олегъ конь свой, иже б поставил кормити и не вседати на нь1. Б бо въпрашал волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умрети?» И рече ему кудесник один: «Княже! Конь, его же любит и и здиши на нем, от того ти умрети». Олегъ же приим въ ум2, си рче: «Николи же всяду на нь, ни вижю его боле того». И повел кормити й не водити его к нему, и пребы яколико лт не вид его, дондеже3 на грекы иде. И пришедшу ему Киеву и пребывьшю 4 лта, на пятое лто помяну конь, от него же бяхуть рекли волсви умрети. И призва старейшину конюхом, рече: «Кде есть конь мъй, его же бхъ поставил кормити и блюсти его?» Он же рече: «Умерлъ есть». Олег же посмася и укори кудесника, река: «То ти неправо глаголють волъсви, но все то льжа есть: конь умерлъ есть, а я живъ». И повел оседлати конь: «А то вижю кости его». И прииде на мсто, идьже бша лежаще кости его голы и лобъ голъ, и ссде с коня, и посмейся рече: «Отъ сего ли лба смьрть было взяти мн?» И въступи ногою на лобъ; и выникнувши змиа изо лба, и уклюну в ногу. И с того разболся и умре. И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша его на гор, еже глаголеться Шековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова. И бысть всх лт княжения его.
1 …на нь — ни него.
2 …прии́м въ ум — подумал про себя, запомнил.
3 Донде́, донде́же — пока, пока не; когда, как только, как.

* * *

Известный литературовед-пушкинист Сергей Михаилович Бонди пишет, что «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пуш кина это пересказ сохранившейся в летописи легенды о смерти киевского князя Олега (X век), предсказанной ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна4). Олег в летописях прославляется как мудрый («вещий») князь и победитель врагов Киевского княжества, не только хазар кочевого племени, нападавшего на русские владения, но и Византийской империи. Но летописному преданию, Олег овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царьград) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на ворогах города свой щит. После смерти Олега княжить в Киеве стал князь Игорь, а после него его жена княгиня Ольга.

4 Перу́н — бог грома и молнии у древних славян.

В словах волхва — «вдохновенного кудесника» — Пушкин, несомненно, выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и декларирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен».

Песнь о вещем Олеге

Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам1.
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне2,
Князь по полю едет на верном коне.

1 Хоза́ры (или хаза́ры) народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
2 Броня́ — одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется к жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

Песнь о Вещем Олеге. Худ. В. Васнецо

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы тпятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суща покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды.
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному3 полю.
И холод и сеча4 ему ничего…
Но примешь ты смерть от коня своего».

3 Бра́нное по́лe (или по́ле бра́ни) — поле битвы.
4 Се́ча — сражение.

Олег усмехнулся однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчанья, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга.
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж пе ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки5-друг». возьмите коня.

5 О́троки — здесь: молодые слуги князя.

Покройте попоной, мохнатым ковром,
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном:
одой ключевою понте».
И отроки тотчас с конем отошли.
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ?- промолвил Олег,
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне6, уже недалекой,
Не ты под секирой7 ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

6 Tpи́знa — похоронный обряд, у древних славян.
7 Секи́ра — боевой топорик с длинной рукоятью.

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.

Ответы на вопросы

1. Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чем вы видите разницу и что в них общего?

В балладе A.C. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» кудесник в ответ на вопрос князя поведал о его жизни следующее: князь Олег удачливый воин, имя его известно далеко за пределами Руси, он успешно воюет и на суше, и в море. Деяния князя сопровождаются защитой ангела-хранителя. Так из этого рассказа мы узнаем о жизни князя, о его походах, он славный воин и удачливый человек.
Известно, что баллада — это поэтическое переложение летописной легенды о смерти князя Олега.
Пушкин сохранил сюжет предания, но дополнил его лирическим содержанием, рассказав о чувствах князя, его переживаниях, выразив при этом свое отношение к происходящему.
В балладе дается .характеристика кудесника: он смело отвечает князю, отказывается от предлагаемых ему даров, объявляет о своей независимости и свободе. Здесь Пушкин выражает свою точку зрения на роль и предназначение поэта: поэт дружит с «волей небесной», он правдив и свободен.
Также в балладе выражается авторская оценка поведения князя: он несколько высокомерен по отношению к волхву, легкомысленно относится к его словам («презреть бы твое предсказанье!»), он даже бранит кудесника («ты лживый, безумный старик»), за это и наказан. Но князь наделен и добрыми чувствами: он с любовью относится к коню, заботится о нем, скучает в разлуке. Еще в балладе автор описывает воинское братство, которое основано на тех подвигах, которые дружинники князя совершили.
В балладе, в отличие от бесстрастного повествования в летописи, показан художественный образ князя, а также отношение к событиям, происходящим с лирическим героем.

2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор?

Диалог князя и старца раскрывает их взаимоотношения. Князь считает себя всесильным, он думает, что его все боятся («не бойся меня»). Интересна реакция князя на слова волхва («он усмехнулся — однако чело/ И взор омрачился думой»). Это говорит о том, что он суеверный, а не верующий человек.
Он принимает решение расстаться с конем, но в глубин« души сердится на кудесника, что выражается в словах далее «Кудесник, ты лживый, безумный старик!»
Предсказатель же показан мудрым человеком, обладающим большим чувством собственного достоинства. Ему не ведом страх, внутренне он совершенно свободен, потому что «с волей небесною дружен». Поэтому образ волхва кажете: более привлекательным; автор на его стороне, так как через этот образ Пушкин выражает и свою точку зрения на пред назначение поэта и поэзии.

3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей… Согласны ли вы с этим суждением?

Вполне возможно предположить, что словами волхв Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта. Известно, что Пушкин считал божественным происхождение поэтического дара; диалог волхва и князя аллегорической форме показывает отношение вищестоящего (царя) и одаренного (поэта).

4. Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к Л. Бестужеву Л. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, «Олег» не нравится: напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость
о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?

«Песнь о вещем Олеге» — произведение, которое знаю все. Чем вызвана такая известность баллады?
Во-первых, знаменателен сюжет, основу которого составляет летописное предание. Но в балладе показаны живы образы людей, наделенные чувствами, переживаниями, имеющими свою точку зрения и свою судьбу.
Во-вторых, баллада Пушкина очень красивая, автор ис пользует различные средства выразительности, чтобы сделать повествование ярким, выразительным.
Например, эпитеты («дивная судьба», «вдохновенный кудесник», «лукавый кинжал») помогают выразить авторскую позицию; олицетворения («и пращ, и стрела, и лукавый кип жал/ Щадят победителя годы») делают текст образных «оживляют» повествование; старославянизмы («вещий», «врата», «сеча», «глава», «прах») придают тексту возвышенность, что также характеризует позицию автора.
В-третьих, интересна идея стихотворения: показав судьбу князя, автор хочет заставить читателя поразмышлять об отношении человека к жизни, о власти и божественном даре, о вере и суеверии.
Также это стихотворение рассказывает об историческом прошлом нашей Родины, о славе её и подвигах воинов.
Очень интересен подтекст, о котором пишут многие исследователи: Пушкин утверждает через образ волхва свободу и независимость поэта и поэтического слова.
Все это делает стихотворение незабываемым.

5. Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конем драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры. Как это отражено в иллюстрациях П. Васнецова?
Какие еще литературные приемы делают балладу рассказом о старине живым и эмоциональным, торжественным
и проникновенным?

Действительно, A. C. Пушкин подробно описывает прощание с конем, называет жесты, позу, состояние, настроение. Это одна из особенностей повествования, которая позволяет живописать картину.
О других приемах см. задание № 4.

Будьте внимательны к слову (с. 84—85)

1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.

Устаревшие слова придают тексту возвышенный характер, погружают читателя в мир прошлого, а выражения «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» — это образные словосочетания из языка пушкинской эпохи, что делает балладу легкой для восприятия.

2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

Вещий — ведающий, знающий, предвидящий будущее. В большей степени это определение относится к кудеснику, который предсказан князю будущее, а тот не поверил ему и погиб.

3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелыи кудесник», в окончательном вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?

Слово «престарелый» говорит только о возрасте человека, а эпитет «вдохновенный» передает отношение автора и характеризует дар кудесника: этот дар провидения дан ему свыше, Богом. Так замена одного слова другим значительно углубляет текст.

4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конем, воспоминаниям о нем. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции:
«Князь но полю едет на мерном коне». Что достигается заменой слова?

Слово «смирный» говорит только о характере коня, а слово «верный» говорит об отношении между человеком и конем: они друзья, причем конь по-настоящему дорог хозяину, потому что верен, как человек.

1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой на этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать по ролям? Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов (иллкягграции. памятники, портреты героев)?

Летописный текст легко пересказывать, а балладу Пушкина можно инсценировать, читать по ролям или снять мультфильм. Иллюстрации подходят для обоих текстов, а вот портреты героев лучше создавать по тексту баллады, так как именно в этом тексте характеры героев ярко и выразительно переданы автором.

3. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)? Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней.

На полотне художника В.И. Васнецова изображен тот момент, с которого начинается развитие сюжета — это разговор старца и князя Олега.
Художник передает ощущение тревоги, такое впечатление, что дует ветер. Старец спокоен, уверен в себе. Князь грозен, он недоволен тем, что он слышит. У князя красивый конь светлой масти, он сильный, но спокойный, у коня красивая сбруя, грива расчесана — ясно, что это любимый конь. Иллюстрация замечательно показывает отношения между героями, помогает представить их внешний вид.
Интересно было бы создать памятник старцу, это был бы человек в одежде того времени, со свитком в руках: он уже записывает то, о чем думает, это символический образ творца, который лишен чувства страха, потому что говорит правду.

 


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>