http://npc-news.ru/

Чехов «Тоска» краткое содержание рассказа

В январе 1986 года в «Петербургской газете» впервые публикуется рассказ А. П. Чехова «Тоска». К этому времени автор уже был известен как мастер коротких юмористических рассказов. Однако новое произведение в корне отличалось от тех иронических сценок, с которыми ассоциировалось имя писателя. Прежде чем начать краткое содержание Чехова «Тоска», хотелось бы обратить внимание на два сюжетных плана, которые находятся друг с другом в неразрывной связи.

Краткое содержание рассказа Чехова «Тоска»

Произведение начинается с описания заснеженной улицы в свете уличных фонарей. Среди белого безмолвия сидит на козлах кучер Иона Потапов. Тишина. Снег медленно кружится, покрывая толстым слоем все вокруг. Но главный герой ничего не замечает. Он сидит, недвижим и бел. Стоит без движения и лошадь. Выехал он еще до обеда, но с того времени никто так к нему и не подсел. Однако его это мало волнует. Незаметно спускаются сумерки, и беззвучные краски приобретают другие оттенки. Шум, громкие возгласы. Иона вздрагивает.

Неожиданно к нему в сани садится военный и просит ехать на Выборгскую. Он выводит Иону из душевного оцепенения. Однако то ли от неожиданности, то ли от долгого ожидания без движения кучер не может выровнять движение повозки, и несколько раз чудом избегает столкновения с прохожими. Но его это не волнует, не пугает, и не тревожит… Единственное желание – это поговорить с седоком. Он заводит разговор и прямо, решительно и где-то даже неожиданно откровенно рассказывает о смерти сына, который скончался неделю назад от горячки.

Но военный, выразив сухое сочувствие, не поддержал беседу, и Иона вынужден был замолчать. Он довез его и высадил. И вновь, согнувшись, он замер и погрузился в свое одиночество: «Проходит час, другой…» На этом краткое содержание Чехова «Тоска» не заканчивается, потому что через некоторое время к Ионе подходят трое изрядно подвыпивших молодых человека. Они долго и громко спорят, назначают кучеру маленькую плату и, наконец, усаживаются в сани.

Их поведение вызывающе. Но Ионе это безразлично. У него одно желание – это говорить с людьми о своем горе, о том, как сын заболел, как он страдал и что говорил перед смертью, о том, что происходит у него в деревне, о дочери. Веселая компания шумно обсуждает свои дела, не замечая его, а он как бы ненароком пытается вклиниться в их разговор и рассказать о своем усопшем сыне. Но им нет дела до него, и они грубо ему отвечают, что все рано или поздно будем на том свете.

И вновь конец пути, и снова пассажиры спешно покидают его: «Иона долго глядит им вслед». Что делать? Денег заработал он мало, и он решает вернуться домой, туда, где могут его выслушать. Он живет вместе с другими извозчиками. Но к его приходу все уже легли. И снова он остается один. Неужели никто не может его выслушать? Сын умер неделю назад, и с тех самых пор ему ни с кем не удается поделиться своими переживаниями, своей грустью, своей тоской.

Ему не нужно сочувствие или понимание. Он жаждет быть услышанным. Ему надо выговориться. Он хочет, чтобы кто-то стал свидетелем его жизни в эти злосчастные дни, пусть единственным, пусть безмолвным, но настоящим. Он идет в конюшню, чтобы покормить свою лошадь, и рассказывает ей все, что легло «пластом снега» на его душу.

Этот короткий рассказ – небольшое краткое содержание Чехова «Тоска». Однако не хочется останавливаться лишь на сухом пересказе произведения, кто куда пошел и что сказал. Дело не в словах или действиях главных героев. Они лишь отражение того, что происходит с человеком внутри, его душевных переживаний, желаний и надежд. Бесшумно падающий снег, застывшая согнутая фигура Ионы, который «бел, как привидение», бесконечное ожидание и полная тишина вокруг – все говорит о той невыразимой тоске, которая пришла после смерти его сына, растеклась по всему телу, медленно, уверенно, без камней и преград, и стала полноправной хозяйкой души и тела.

Если бы лопнула грудь Ионы, как пишет автор, то тоска, кажется, весь свет залила. Она захватила его полностью, укутала и заморозила, как этот белый снег. Ему трудно сопротивляться ей, он подчиняется, сам не понимая этого, и вместе с тем надежда, желание тепла, поиск истины, почему так произошло, почему «смерть дверью обозналась» и пришла не к нему, а к сыну, заставляют его искать общения. Он заводит трудный для него разговор, терпит равнодушие и безучастность людей к его горю, продолжает ждать суматошного вечера с яркими красками, пусть даже он сейчас так далек от этого праздника жизни.

Ему надо избавиться от этой нескончаемой тоски, мучительной тревоги, безутешного одиночества и отыскать среди тысячи снующих по улицам людей хотя бы одного, с кем он мог бы поговорить «с толком, с расстановкой». Но никто не хочет ему в этом помочь. Все остаются безразличны и скупы на чувства. Он не обижается. Он продолжает свой путь, иначе «тоска громадная, не знающая границ» победит, а этого не должно случиться.

Чехов, «Тоска», краткое содержание: заключение

«Кому повем печаль мою?…» — именно с этой строчки начинается рассказ. Наверное, краткое содержание Чехова «Тоска» следовало бы начать также с этого эпиграфа. Однако первые слова, первая мысль – это то, что предлагается нам осмыслить и прочувствовать в течение всего действия, а заключительное изречение, конечный образ – это подтверждение, доказательство того, что было сказано в самом начале.

«Кому повем печаль мою?…» — горький плач Иосифа Прекрасного, призывающегов любой скорби или унынии обращаться за помощью к Владыке, который единственно знает обо всех наших невзгодах. Каждый человек, всякое животное, растение – есть часть Создателя, однако душа человеческая, поглощенная беспрерывной суетой, не всегда готова открыться и поделиться с другими своей теплотой, не всегда готова к безусловной любви и глубокому состраданию к боли другого. Поэтому поиски Ионы тщетны. Он не находит слушателя среди людей, но находит его в безмолвной лошади, в своей «лошаденке», которая изначально улавливала малейшие вибрации в душе хозяина.

Она часами стояла неподвижно под мокрым снегом, «погруженная в мысль», когда Иона отдался во власть печали и одиночества, и бежала рысцой, почуяв, что тоска хозяина становится нестерпимой и рвется поскорее наружу. И теперь тихое, немое животное «жует, слушает и дышит на руки своего хозяина…», и между ними происходит настоящее общение, безгласный обмен душевным теплом и пониманием. «Кому повем печаль мою?…» Истинно ищите помощи, она истинно придет к вам, и здесь неважно, как, когда и в каком образе.


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>