http://npc-news.ru/

Тема отцов и детей в повести Н. В. Гоголя

Гоголь наделяет главного героя жёстким, крутым нравом, показывает его человеком, не способным на нежность и доброту даже по отношению к жене и детям. Но иначе и быть не могло: каким воином был бы Тарас, если бы сердце его сжималось от жалости к обречённой на одиночество женщине? Необходимо было оставаться сильным и решительным, твёрдым и иногда безжалостным, если доля казака – служить Отечеству. И сыновей Бульба хотел воспитать патриотами, добрыми, то есть настоящими воинами. Он гордился ими, наблюдая за их поведением в боевых походах.

Остап ни в чём не посрамил отца – в этом есть заслуга Тараса Бульбы. А второй сын, Андрий, нанёс тяжёлый удар сердцу доблестного воина, но и в этом страшном испытании старый казак остался верен себе: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Отец не простил сыну предательства и убивает его за измену казацкому товариществу и Родине.

Сыновья Тараса должны были повторить его судьбу – жизнь запорожских отшельников, какую вёл и их отец. Детьми они были отправлены в бурсу, чтобы, как говорил отец, мать «не изнежила» их. А в бурсе мальчики получали своеобразную закалку: лень и упрямство выбивались розгами, стойкость и выносливость воспитывались голодом и жёсткими порядками. Но жизнь братьев складывалась у каждого по-своему, характеры сформировались совершенно разные.

Остап сначала сопротивлялся навязанным условиям, считая учёбу пустым, не нужным для будущего казака делом. Позднее вынужден был уступить воле отца, и ждал только времени, когда уедет в Запорожье. Учился хорошо, в проделках бурсаков почти не участвовал, но товарищей, устраивавших разгульные пирушки и набеги на сады горожан, никогда не выдавал, хотя пороли розгами и его, считая зачинщиком или участником тех дел, за которые наказывали бурсаков.

Андрий был гораздо изобретательнее брата, часто «являлся предводителем довольно опасного предприятия», но умел увёртываться от наказания, хотя видел, что его брат Остап незаслуженно принимает порку и никогда не просит о помиловании. Чувство собственного достоинства не позволяло Остапу просить прощения, унижаться, ведь он знал, что не виноват.

Андрий, как и брат, хотел быть добрым казаком и совершать геройские поступки, но первые его «подвиги» – это набеги на чужие сады, а затем проникновение в дом воеводы с целью романтического знакомства с дочерью поляка. Ранняя влюблённость стоила позднее казаку жизни, однако судьбу свою он выбрал сам.
В Запорожской Сечи братья с первых дней были на хорошем счету, так как проявили себя смелыми, доблестными воинами.
Однако младший из братьев в бою часто бездумно рисковал, напористо рвался вперёд, оказываясь иногда в окружении врага. Конечно, казаки выручали его, но неразумность и увлечённость Андрия говорили о его неспособности сдерживать эмоции ради общего дела, когда необходимо «чувство локтя», чтобы не подставлять под удар своих товарищей.

Первые шаги Андрия на воинском пути (его горячность, неоправданный риск) Тарас и другие казаки объясняли молодостью и неопытностью. Однако судьба приготовила ему испытание выбором: казацкое братство, верность воинскому долгу и Родине или любовь. И оказалось, что не готов он был на подвиги ради отца, матери и Отечества, а о товарищах и вообще не вспомнил. Младший сын Тараса всё решительно перечеркнул ради любимой, несмотря на то что была она полячкой, дочерью врага. Ничто не представлялось Андрию как преграда, потому что к двадцати годам не сформировалось в нём главное: чувство долга, любовь к Родине и близким людям, умение быть верным и преданным. Горячие порывы были, а осознанных и прочувствованных сердцем нравственных законов он не знал. «И погиб казак…». Бесславно закончил жизнь в самом её расцвете, будучи расстрелянным за предательство собственным отцом.

О многом говорит эпизод, когда Андрий у своих братьев-казаков забирает тайком хлеб, чтобы отнести в стан врага. Ни на минуту не заговорила в нём совесть, не усомнился он в правильности своих действий, когда грабил своих, оставляя без необходимого продовольствия. Как будто по привычке сады чужие «чистил», не осознавая, какой шаг совершает. Не усвоил человек с детства принципы казаков: не марать чести даже мелким воровством, помнить, что можешь причинить ущерб и обиду людям. Да что там о хлебе говорить, если он жизнь готов был забрать у отца и брата в бою, перейдя на сторону врага. Размахивая шашкой, мчался Андрий вместе с поляками против казаков и в горячности своей готов был убивать своих: «Нет у меня родины…».

Можно, конечно, пожалеть запутавшегося человека, найти какие-то оправдания, объясняя поступки Андрия большой любовью и желанием спасти любимую. Но почему ценою предательства и подлости?!  Самоотверженные поступки обычно совершаются людьми высокой морали. А в данном случае характер и душа с червоточиной оказались: слабый, бесчестный человек, страстный и увлекающийся, не способный останавливаться, не знающий предела в желаниях, не готовый к ответственным поступкам. И вряд ли можно винить отца за то, что проглядел: ведь рос и формировался будущий казак не под его присмотром, а под опекой матери и потом в бурсе. Потому и не увидел Тарас, как в характере младшего сына появились первые признаки человека без совести и без любви к Отечеству.

Остап во многом был похож на своего отца, который говорил товарищам и своим сыновьям, что лучшей долей для казака является смерть в бою. А Остапу выпала участь умереть под пытками, над ним жестоко, бесчеловечно издевались враги, устроив публичную казнь. Но и пытки, и мучительная боль не сломили волю казака, он смог мужественно принять смерть. В тот момент было у него единственное желание, чтобы отец узнал, как умер Остап, чтобы старый воин мог гордиться сыном и отомстил бы за него ляхам. Тарас, видевший смерть сына, крикнул ему, что он здесь, но помочь, конечно, не мог. Однако он и братья-казаки помнили о геройском подвиге атамана, страшно мстили полякам за мученическую смерть товарища, называя кровавую бойню «поминками по Остапе».

В жизни каждого человека может случиться необходимость выбора, но оправдывать свои поступки нельзя стечением обстоятельств или судьбой. Личность человеческая формируется не случайными ситуациями, а постепенным приобретением взглядов, принципов, убеждений, долгим и упорным трудом над созданием характера. А дальше, уже в пути исканий, человек делает свой выбор, кем ему быть и каким ему стать.

Н.В.Гоголь показал в повести «Тарас Бульба» отношения отца и его сыновей, а также сообщил о судьбах двух братьев, пошедших по жизненному пути в противоположные стороны. Писатель заставил задуматься о роли родителей в воспитании детей, а также о сложностях человеческого выбора, о превратностях судьбы, которая одного ведёт к позору, а другого к подвигу и вечной памяти.

 

Автор: Зоя Орлова


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>