http://npc-news.ru/

Василий Шибанов баллада А. К. Толстой

Князь Курбский от царского гнева бежал,
С ним Васька Шибанов, стремянный. Дороден был князь, конь измученный пал.
Как быть среди ночи туманной?
Но рабскую верность ТПибанов храня,
Своего отдает воеводе коня:
«Скачи, князь, до вражьего стану,
Авось я пешой не отстану.

И князь доскакал. Под литовским шатром
Опальный сидит воевода,
Стоят в изумленье литовцы кругом,
Вез шапок толпятся у входа,
Вся к русскому витязю честь воздает;
Недаром дивится литовский народ,
И ходят их головы кругом:
«Князь Курбский нам сделался другом».

По князя не радует новая честь.
Исполнен он желчи и злобы;
Готовится Курбский царю перечесть
Души оскорбленной зазнобы1:
«Что долго в себе я таю и ношу,
То всё я пространно к царю напишу.
Скажу напрямик, без изгиба.
За все его ласки спасибо».

1 3азно́бы — здесь: печали, огорчения.

И пишет боярин всю ночь напролет,
Перо его местию дышит,
Прочтет, улыбнется, и снова прочтет,
И снова без отдыха пишет,
И злыми словами язвит он царя,
И вот уж, когда занялася заря,
Поспело ему на отраду
Послание, полное яду.

Но кто ж дерзновенные князя слова
Отвезть Иоанну возьмется?
Кому не люба на плечах голова.
Чье сердце в груди не сожмется?
Невольно сомненья на князя нашли…
Вдруг входит Шибанов, в поту и в пыли:
«Князь, служба моя не нужна ли?
Вишь, наши меня не догнали!»

И в радости князь посылает раба,
Торопит его в нетерпенье:
«Ты телом здоров, и душа не слаба,
А вот и рубли в награжденье!»
Шибанов в ответ господину: «Добро!
Тебе здесь нужнее твое серебро,
А я передам и за муки
Письмо твое в царские руки».

Звон медный несется, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
По часто и мерно он в колокол бьет,
И звону внимает московский народ,
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.

В ответ властелину гудят терема,
Звонит с ним и Вяземский лютый,
Звонит всей опрични2 кромешная тьма,
И баська Грязной, и Малюта,
И тут же, гордяся своею красой,
С девичьей улыбкой, с змеиной душой,
Любимец звонит Иоаннов,
Отверженный Богом Басманов3.

2 Опри́чина (опричнина — от слова«о́причь» — кроме; отсюда их название «кромешники», «кромешная тьма») — введенная Иваном Грозным система сыска и наказания; особое войско телохранителей и карателей. которое обладало неограниченной властью в борьбе с «изменой», что привело к массовым казням ни в чем не повинных людей.
3 А. И. Вя́земский. В. Г. Грязно́й, Г. Л. Малю́та, А. Д. Басма́нов — наиболее известные опричники, фамилии которых сохра пились в документах и преданиях того времени.

Царь кончил; на жезл опираясь, идет,
И с ним всех окольных4 собранье.
Вдруг едет гонец, раздвигает народ,
Над шапкою держит посланье.
И спрянул с коня он поспешно долой,
К царю Иоанну подходит пешой
И молвит ему, не бледнея:
«От Курбского, князя Андрея!»

4 Око́льные — приближенные.

И очи царя загорелися вдруг:
«Ко мне? От злодея лихого?
Читайте же, дьяки, читайте мне вслух
Посланье от слова до слова!
Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»
И в ногу Шибанова острый конец
Жезла своего он вонзает,
Налег на костыль — и внимает:

«Царю, прославляему древле от всех,
Но тонущу н сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,
Без счета твердыни врагов сражены?
Не их ли ты мужеством славен?
И кто им бысть верностью равен?

Безумный! Иль «пишись бессмертнее нас,
В небытную ересь5 прельщенный?
Внимай же! При идет возмездия час.
Писанием6 нам предреченный,
И аз, иже7 кровь в непрестанных боях
За тя, аки8 воду, лиях9 и лиях,
С тобой пред судьею10 предстану!»
Так Курбский писал к Иоанну.

5 Е́ресь — отступление от принятой веры; раскол или отщепенство, от ступничество.
6 Писа́ние — Священное Писание.
7 Аз, и́же… — Я, который…
8 За тя, а́ки — за тебя, как…
9 Лия́х — лил (кровь).
10 Судья́ — здесь: Бог.

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги
Кровь алым струилася током,
И царь на спокойное око слуги
Взирал испытующим оком.
Стоял неподвижно опричников ряд;
Был мрачен владыки загадочный взгляд,
Как будто исполнен печали;
И все в ожиданье молчали.

И молвил так царь: «Да, боярин твой нрав,
И нет уж мне жизни отрадной.
Кровь добрых и сильных ногами поправ,
Я нес недостойный и смрадный!
Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,
И много, знать, верных у Курбекого слуг.
Что выдал тебя за бесценок!
Ступай же с Малютой в застенок!»

Пытают и мучат гонца палачи.
Друг к другу приходят на смену:
«Товарищей Курбекого ты уличи,
Открой их собачью измену!»
И царь вопрошает: «Ну что же гонец?
Назвал ли он вора друзей наконец?*
«Царь, слово его всё едино:
Он славит свого господина!»

День меркнет, приходит ночная пора,
Скрыпят у застенка ворота.
Заплечные входят опять мастера11,
Опять зачалася работа.
«Ну что же, назвал ли злодеев гонец?»
«Царь, близок ему уж приходит конец,
Но слово его всё едино,
Он славит свого господина.

11 Запле́чные… мастера́ — палачи.

«О князь, ты, который предать меня мог
За сладостный миг укоризны,
О князь, я молю, да простит тебе
Бог Измену твою пред отчизной!
Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час,
Язык мой немеет, и взор мой угас,
Но в сердце любовь и прощенье,
Помилуй мои прегрешенья!

Услышь меня, Боже, в предсмертный мой час.
Прости моего господина!
Язык мой немеет, и взор мой угас.
Но слово мое всё едино:
За грозного. Боже, царя я молюсь,
За нашу святую, великую Русь,
И твердо жду смерти желанной!»
Так умер Шибанов, стремянный.

Автор: А.К. Толстой

Ответы на вопросы по Балладе Некрасова Василий Шибанов

Как построена баллада? Найдите завязку, кульминацию и развязку.

В балладе есть своеобразный пролог: бегство князя Курбского от Ивана Грозного. Есть в ней и завязка: решение князя послать гневное обличительное письмо Ивану Грозному и согласие стремянного — Васьки Шибанова — отвезти это послание. Этот поступок — смертный приговор для вестника; зная это, Василий Шибанов идет на такой шаг. И вот кульминация баллады:

Вдруг едет гонец, раздвигает народ,Над шапкою держит посланье.И спрянул с коня он поспешно долой,К царю Иоанну подходит пешойИ молвит ему, не бледнея:»От Курбского князя Андрея!»»Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»И в ногу Шибанова острый конецЖезла своего он вонзает…Затем царь отправляет Василия с МалютойСкуратовым в застенок.

Вскоре наступает трагическая развязка: казнь Шибанов встречает бесстрашно.

Какую роль в развитии сюжета играют Курбский и царь Иоанн? Почему автор назвал балладу «Василий Шибанов»?

От царя Иоанна Грозного зависит жизнь всех людей в его государстве, в том числе и Василия Шибанова. От князя Курбского также зависит судьба его слуги. Но в сюжете баллады царь Иоанн и князь Курбский враждуют, и их противостояние определяет судьбу Василия Шибанова.

Какой эпизод показался вам самым убедительным для характеристики главного героя?

Василий Шибанов во всех эпизодах, которые описаны в балладе, ведет себя ровно и независимо. Однако не всегда это легко герою, и есть моменты, когда читатель остро переживает за него. Таков момент, когда царь пронзает своим жезлом его ногу, читая дерзкое письмо Курбского. Следя за тем, как ведет себя гонец под пытками, мы запоминаем более всего то, что «он славит свого господина». И это запоминается, поскольку эти же слова звучат и перед его казнью. Так, описание судьбы Шибанова достигает особой силы не столько за счет отдельного эпизода, сколько за счет умелой демонстрации главного его качества — верности.

Какие художественные приемы активно использует автор при характеристике своих героев и при описании событий?

Баллада «Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творчеству и использует многие приемы произведений фольклора. В ней много простонародных слов и оборотов: слово своего заменяется просторечным свого, в речь героя включены слова зазноба, напрямик, напролет, пешой. В письмо Курбского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответствуй; внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрестанных боях за тя, аки воду, лиях и лиях.

Автор насыщает балладу эпитетами: святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность рабская, стан вражий, опальный воевода, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова, медный звон, змеиная душа.

Большую роль играют повторы. Запоминается фраза, которая говорит о верности стремянного: «Он славит свого господина!» и слова повторяют палачи, которым так и не удалось сломить верность слуги Курбского. Сам же он повторяет слова о своей верности:

Князь Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злыми словами язвит он царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями.

Сравните первую и последнюю строфы баллады. Как вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?

В первой строфе перед нами своеобразный пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова. В последней строфе — последние слова погибающего героя — развязка трагического сюжета баллады.

Создайте краткий рассказ об одном из героев баллады.

Главным героем баллады, конечно, является Василий Шибанов. Это верный своему хозяину стремянный. Рассказывая об этом человеке, можно использовать слово верность, и оно полностью охарактеризует его главное качество. Но рядом с этим словом мы можем применить много других определений: бескорыстие, бесстрашие, точное осознание места в той ситуации, которая сложилась. Шибанов не предаст, хотя отчетливо видит недостатки своего князя.. Его подвиг продиктован не трусостью, не страхом перед пытками, а твердыми убеждениями. Слуга предстает перед нами как человек, достоинства которого значительно выше качеств, которые демонстрируют князь Курбский и Иван Грозный.

Иван Грозный в этой балладе гневный, жестокий, нетерпеливый в своем всевластии человек. Облик князя Курбского близок к такой же характеристике: он гневен, «исполнен желчи и злобы», а «перо его местию дышит». В столкновении двух властителей оба равны в своей ненависти, оба поглощены осуществлением только лишь своих задач, удовлетворением своих амбиций.

В рассказе о царе можно привлекать иллюстративные материалы, например портреты, выполненные В. М. Васнецовым, которые помогают представить себе этого человека.

Составьте краткий словарь устаревших слов, которые использует автор в балладе. Объясните, с какой целью они помещены в текст.

Начав выписывать слова с самого начала, мы получим заготовку для такого словаря. Затем расположим слова по алфавиту и у нас получится маленький словарик устаревших слов. А. К. Толстой с вниманием и любовью относился к прошлому, он ценил и слово летописей, и звучание произведений фольклора и многое привносил в строки своих произведений о былом. Обращение к устаревшим словам, образам, выражениям помогало ему воссоздать яркие и впечатляющие картины этого далекого времени.

 


Добавить комментарий

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>