http://npc-news.ru/

Не так страшен пепел, как его малюют?

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) выразила крайнее недовольство закрытием воздушного пространства Европы из-за извержения вулкана Эйяфьяллайекюль. По данным лоббистов, запрет на перелеты обходится авиакомпаниям в $250 млн. ежедневно, и его последствия будут более тяжелыми, чем после терактов 11 сентября 2001 года. «Паралич неба» стал политическим вопросом. Правда состоит в том, что тотальным мораторием на перелеты власти стран ЕС обезопасили себя от критики общественности в случае возможных инцидентов. Решив, после «польской трагедии» под Смоленском, что лучше «перебдеть»…Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) выразила крайнее недовольство закрытием воздушного пространства Европы из-за извержения вулкана Эйяфьяллайекюль. По данным лоббистов, запрет на перелеты обходится авиакомпаниям в $250 млн. ежедневно, и его последствия будут более тяжелыми, чем после терактов 11 сентября 2001 года. «Паралич неба» стал политическим вопросом. Правда состоит в том, что тотальным мораторием на перелеты власти стран ЕС обезопасили себя от критики общественности в случае возможных инцидентов. Решив, после «польской трагедии» под Смоленском, что лучше «перебдеть»…

Жизнь авиакомпаний в последние годы и так была нелегкой. После 11 сентября к стабильному проценту «прирожденных авиафобов» добавились миллионы осторожных граждан, которые без особой надобности предпочитают не садиться в лайнеры. Даже экономический бум не особо исправил ситуацию, поскольку резко подорожало топливо, что повлекло за собой повышение цен на билеты. А когда наступил кризис, убытки посыпались, как из рога изобилия.

Первым пострадал спрос на перевозки класса «люкс». Как правило, бизнес-классом летали высокооплачиваемые менеджеры и чиновники за казенный кошт. Статистика свидетельствует, что почти 70% мест выкупалось корпорациями и ведомствами для командировок своих сотрудников. В связи с кризисом представительские расходы были сокращены, спрос на дорогие авиабилеты упал.

Ряд европейских авиакомпаний в связи с этим ограничили число мест премиум-класса в своих самолетах, расширив, соответственно, ассортимент недорогих билетов. Но это не спасло ситуацию: за прошлый год авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона зафиксируют убытки на уровне $3,3 млрд., Близкого Востока – $1,5 млрд., Латинской Америки – $900 млн., Африки – $500 млн. Больше всех потеряли европейцы – по разным подсчетам около $4 млрд. Общие же потери индустрии авиаперевозок в прошлом году составили $9,4 млрд.

На 2010 год у авиаперевозчиков возлагались большие, хотя и необоснованные надежды. Международная ассоциация воздушного транспорта уменьшила наполовину прогнозы потерь сектора на 2010 год – до $2,8 млрд. вместо ожидавшихся в декабре 2009 года $5,6 млрд. Улучшение ситуации IATA связывала, прежде всего, с восстановлением темпов экономического роста в развивающихся странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки, где спрос на международные пассажирские перевозки в январе текущего года вырос на 6,5% и 11% соответственно.

Но все оптимистические ожидания перечеркнул вулкан с невыговариваемым названием Эйяфьяллайекюль, внезапно проснувшийся после 200-летнего затишья. Беспрецедентный по масштабам паралич авиасообщения поверг Европу, еще не оправившуюся от потрясения, вызванного гибелью польского борта №1, в шок.

Не только простые пассажиры были вынуждены жить в терминалах (транзитные), гостиницах или Макдональдсах: даже главы европейских государств умудрились застрять в чужих аэропортах по дороге с международных саммитов домой.

Но самое парадоксальное, что ощущение апокалипсиса в стиле голливудских фильмов-катастроф, которое испытал в эти дни мир, пока не подкреплено ничем, кроме нежелания европейских властей рисковать: НИ ОДИН САМОЛЕТ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ НЕ ПОТРЕПЕЛ КРУШЕНИЯ ПО ВИНЕ ВУЛКАНИЧЕСКОЙ ПЫЛИ.

Да, инциденты были. Например, 24 июля 1982 года лайнер Boeing-747 авиакомпании British Airways, направлявшийся из Лондона с промежуточными посадками в Новую Зеландию, прошел через столб пепла над островом Ява (Индонезия), выброшенным вулканом Галунггунг. В результате у самолета один за другим отказали все четыре двигателя. Около минуты он планировал без моторной тяги, пока экипажу не удалось выскочить из облака пепла, запустить моторы снова и совершить экстренную посадку в Джакарте.

В декабре 1989 года отказали все четыре двигателя еще одного Boeing Королевских голландских авиалиний, летевшего в Анкоридж. Долгих пять минут самолет был обездвижен, и с девятой попытки, два двигателя запустились: самолет тоже попал в облако вулканического пепла.

К сегодняшнему дню число подобных происшествий перевалило за сотню. Но ни в одном случае жертв и пострадавших нет. В начале 90-х годов были проведены масштабные исследования, в результате которых ученые и выявили необычное поведение пепла. Его частицы начинали слипаться при нагревании. Новые данные изменили прежние представления об опасности. Стало ясно, что двигатели, попадая в вулканические облака, начинают не только «задыхаться» от абразивной пыли, но еще и покрываться изнутри расплавом каменной коросты. Выяснили и другое. Присутствующий в выбросах диоксид серы при наличии влаги превращается в серную кислоту, а сам пепел становится электропроводен.

Тогда же был вынесен неутешительный вердикт: чтобы избежать потенциальных авиакатастроф, действенной является только одна-единственная мера – уход от столкновения с пепловыми облаками. Экипажи предупреждаются о дислокации вулканических шлейфов и меняют маршруты полетов.

В ситуации с пеплом Эйяфьяллайекюль, который посыпал голову Европы, прогнозировать передвижение большого по размерам облака официально признали невозможным. Поэтому с четверга в Европе было отменено около 63 тысяч рейсов (!): это исторический рекорд.

Поначалу меры безопасности не решался обсуждать никто: ни пассажиры, ни авиаперевозчики. И те, и другие находились под впечатлением трагедии под Смоленском, где разбился глава европейского государства.

Но затянувшаяся пауза настолько подкосила авиакомпании, что они не выдержали. Глава IATA Джованни Бизиньяни резко раскритиковал методологию принятия решений о запрете проведения полетов, основанную на теоретическом построении модели облака пепла над Европой. По его словам, правительства отдали эти решения на откуп службам гражданской авиации, которые, в свою очередь, принимали их без должного согласования с авиаперевозчиками. По словам главы IATA, это неприемлемо в условиях, когда последствия для экономики настолько велики.

Бизиньяни заявил, что решение о закрытии всего воздушного пространства было неверным. По его словам, из-за этого авиакомпании лишились возможности провести вполне безопасные полеты. Он также отметил, что масштабы закрытия пространства в Европе в эти дни не имеют прецедентов: «Мы были свидетелями вулканической активности во многих частях света, но редко когда это приводило к закрытию воздушного пространства – и никогда в таких масштабах».

Столь резкую критику IATA позволила себе на следующий день после рискованного эксперимента KLM. Отобрав несколько пилотов-добровольцев и предложив им серьезное денежное вознаграждение и максимально высокую страховку, эта голландская авиакомпания пустила самолет без пассажиров прямо в облако пепла. Boeing, принадлежащий KLM Royal Dutch Airlines, спокойно пролетел через облако пепла и никаких повреждений не получил.

Воодушевленные представители авиаперевозчика заявили, что теперь руководство планирует организовать еще серию тестовых полетов, в ходе которых семь самолетов без пассажиров перелетят из Амстердама в Дюссельдорф. На этот раз на их борту по собственному желанию будут корреспонденты Associated Press, которые первыми дали сообщение о том, что пепел не настолько страшен, как его малюют…

Тем временем Международная ассоциация воздушного транспорта оценила убытки отрасли в связи с простоями в миллиарды долларов. И эта цифра, вероятно, в будущем будет изменена в сторону увеличения, поскольку авиакомпании понесут дополнительные убытки из-за расходов, связанных с размещением пассажиров и судебными исками.

Вчера в канадском Монреале был создан специальный «кризисный центр», призванный поддержать авиаперевозчиков и диспетчеров в сложившейся ситуации и помочь им лучше скоординировать свои усилия.
Не исключено, что авиалоббисты попробуют доказать: повальное закрытие аэропортов было необоснованным. Европейские чиновники просто облегчили себе работу и сняли ответственность «на всякий случай», чем нанесли колоссальный вред авиакомпаниям. Поэтому они обязаны компенсировать авиакомпаниям потери любым адекватным способом: либо снижением налогового бремени, либо выделением государственной помощи.

К слову, котировки акций крупнейших перевозчиков, включая американских и азиатских, резко упали. И это падение продолжается, причем даже более быстрыми темпами. Только «Аэрофлот» стоит теперь на $10 млн. меньше. И если воздушно-пепельная блокада затянется, может потерять еще столько же…


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>