http://npc-news.ru/

Выбранный для подражания характер

Мифическая личность воплощает в себе решение дилеммы, стоящей перед ребенком. Например, мистер Сальвадор[6]
ассоциировал себя с личностью Иису­са Христа. Он вспоминал, что в детстве родители обви­няли его в убийстве младшего брата. Их мотивы ему бы­ли неизвестны.

Также он никогда не знал, в шутку или всерьез они это говорили. Тем не менее в детском возра­сте мистеру Сальвадору пришлось объяснить для себя это обвинение. Он был воспитан в католической вере, знал катехизис и решил, что должен, как Иисус, иску­пить свой «первородный грех», живя праведной жизнью. Таким образом, сценарий мистера Сальвадора был осно­ван на биографии Иисуса Христа. В течение жизни он сознательно поддерживал эту идентичность, три-четыре раза в день думая о своем сходстве с Христом. Напри­мер, однажды он попросился переночевать у друга. Друг отказал ему, и, выходя из его дома, Сальвадор услышал собственные слова: «Не было им места в гостинице». В другой раз, переживая крайне несчастливые времена своей жизни, мистер Сальвадор поранил лоб. У него по­текла кровь, и перед его глазами встало видение терно­вого венца: в этом случае самоидентификация также была осознанной. Такое сознательное отождествление себя с неким лицом — частое проявление сценария.

Характер, выбранный для имитации, может быть как вымышленным, так и реальным. Так, мистер Джуниор[7] идентифицировал себя с отцом, умершим, когда ему было семь лет. Мистер Джуниор создал этот образ ча­стично на основании своих обрывочных воспоминаний, частично — рассказов матери. Мистер Нит[8], напротив, подражал капитану Марвелу из комикса, который он

прочел в двенадцать лет, — вымышленной личности, от­части похожей на робота.

Выбранный для подражания характер может быть сложнее или проще. Например, образ Христа у мистера Сальвадора был сложной компиляцией всего, что он знал и думал о нем в возрасте, когда принял свое сценарное решение. Он почерпнул знания о Христе из катехизиса и Библии, но снабдил его портрет и несколькими деталя­ми от себя. Например, в детстве он думал, что «Иисус делал это с Марией Магдалиной»: то есть он считал, что Христос не воздерживался от половых контактов и всту­пал в связи с женщинами, которых утешал и о которых заботился. Такое специфическое понимание образа Спа­сителя позже воплотилось в конкретные действия: он проявлял сексуальную активность в отношениях с жен­щинами, которые обращались к нему за помощью.

Мистер Бруто списал свой образ с картины «Мужчи­на с мотыгой», изображавшей человека, перегруженного непосильной ношей. Мистер Бруто всю жизнь тяжело работал, никогда не задумываясь о причине этого и ни­когда не возмущаясь.

Нужно заметить, что ребенок, выбирая мифологиче­ский прототип, обязательно перерабатывает особенности и обстоятельства его жизни, приспосабливая их к своей ситуации. Именно поэтому при диагностике сценария необходимо понять, как именно человек интерпретиру­ет образ героя, а не ориентироваться на стереотипное представление о нем.


Комментарии закрыты.