http://npc-news.ru/

Игнорирование интуиции

Люди способны мгновенно и не рассчитывая, то есть ин­туитивно, оценить душевное состояние другого челове­ка — иными словами, читать мысли друг друга.

Мы чувствуем, когда другой человек счастлив, печа­лен, возбужден или напуган, чувствует вину, доверяет или подозрителен. Мы различаем, когда человек напада­ет, а когда защищается, знаем, когда он лжет, а когда го­ворит правду.

Чувствовать состояние другого очень важно для того, чтобы эффективно общаться. Процесс переработки инту­итивной информации отличается от процесса переработ­ки логической (или взрослой) информации.

Логические данные могут быть использованы как та­ковые, без поправок. Например, когда вы покупаете бен­зина на два доллара и платите в кассу двадцатидолларо­вым билетом, вы знаете, что вам должны дать восемнад­цать долларов сдачи, с вероятностью, скажем, 99,5%, а точнее, это знает ваш Взрослый.

С другой стороны, допустим, вы встретили на улице знакомого, и у вас возникло впечатление, что он расстро­ен, грустен или устал и что он может не принять дру­жеское приветствие. Вы не знаете этого наверняка, но можете приблизительно представить, что именно он сде­лает. Итак, вы решаете, что с вероятностью 60 % он от­толкнет ваше поглаживание, и поэтому приближаетесь к нему с нерешительной улыбкой, ожидая его реакции (об­ратной связи). Если он широко улыбнется в ответ на вашу улыбку, значит, ваша гипотеза была неверна и ее нужно изменить и т. д. Эффективное использование ин­туиции происходит с опорой на обратную связь.

Опираясь лишь на интуитивное ощущение, нельзя ре­шить, что друг обязательно (то есть с вероятностью 100 %) отреагирует негативно на встречу с вами, и пройти мимо, не поздоровавшись. Излишнее доверие к интуиции, не подкрепленное обратной связью, вредно и считается про­явлением паранойи. Даже несмотря на то что интуитив­ные заключения редко оказываются неверными, важно пользоваться ими с осторожностью.

Когда интуитивные догадки ребенка обесцениваются, он оказывается в ситуации, когда интуитивной информа­ции Маленького Профессора раз за разом противоречит информация, исходящая от обесценивающего лица. Та­кое положение дел приводит ребенка в состояние стресса.

Человек, чья интуитивная способность была обесце­нена, может игнорировать данные своей интуиции или попытаться реагировать одновременно на информацию, исходящую извне и изнутри. Оба варианта оставляют желать лучшего.

Игнорирование интуиции делает нас неинформиро­ванными, беспечными и заставляет нас чувствовать себя глупыми. Игнорирование информации извне превраща­ет нас в «параноиков», делает нас неспособными общать­ся и мешает нам достигать компромисса в общении. По­пытка учитывать как информацию извне, так и свои ощу­щения, сбивает человека с толку.

Противоядием от игнорирования служит прояснение (гл. 23).


Комментарии закрыты.