http://npc-news.ru/

Сознательный акт

Наше общество — общество потребления. Купля-про­дажа глубоко пронизана ложью относительно того, что продается или покупается. Реклама помогает продавать товары и людей с помощью лжи. Мы продаем себя с по­мощью лжи.

Телевидение и газеты существуют благодаря рекламе (читай — лжи). Закон о рекламе запрещает лгать лишь словесно, умалчивая о возможности лжи с помощью обра­зов или путем умолчания. Более того, мы и не ждем прав­ды ни от торговли, ни от политики, ни от новостей. Мы знаем, что окружены ложью, но не знаем, что с этим делать.

Поэтому, став взрослыми, мы оказываемся готовы не только лгать сами, но и принимать чужую ложь, что не­удивительно при том курсе обучения лжи, который мы проходим, начиная с раннего детства.

Школьная программа тщательно обходит некоторые темы; жизнь человека в обществе преподается в форме истории или политологии, а не в терминах повседневной жизни человека, его личной истории, его политических взглядов, наличия или отсутствия у него свободы. Школь­ная ложь чаще проявляется в форме умолчания, хотя ложь как таковая тоже часто присутствует в педагогическом процессе, например, когда детям рассказывают об адми­нистративном функционировании школы, города, стра­ны.

Например, детям часто говорят, что политиков в их стране избирают демократическим путем, но никогда не скажут, что тот или иной политик был избран благодаря деньгам той или иной компании, которой он продался. Школа обучает человека утонченным формам лжи. Керр говорит, что любимая игра в системе образования — «Вы только подумайте, какая прелесть!». Учителя привыкли считать, что упоминания в стенах классной комнаты до­стойны только позитивные факты. Все негативное и ужасное тщательно прячется от внимания учеников.

Необученный ребенок с трудом говорит неправду и с трудом удерживается от того, чтобы сказать правду. При­чина в том, что оба эти действия не являются естествен­ными для человека. Вскоре после того, как ребенок нач­нет говорить пусть даже коротенькие фразы, начинается обучение лжи и умолчанию.

Считается, что детей якобы учат не лгать. Им говорят, что «лгать нехорошо». Когда ребенка ловят на лжи, его стыдят или наказывают. Дети, которые считаются прав­дивыми, по моим наблюдениям, просто уже умеют лгать правдоподобно (как взрослые). Наказывают же только тех детей, которые еще не научились лгать правдоподоб­но. Иными словами, «правдивость», которой родители требуют от детей, на деле является не чем иным, как прав­доподобностью неправды.

Что же такое ложь? На мой взгляд, ее суть больше со­ответствует понятию подделки, фальсификации (фаль­сификация — «желание придать ложному сходство с ис­тинным»). Ложь — это обман, фальсификация и нечест­ность в той же мере, в какой она является сознательным утверждением фактов, не соответствующих истине. Сле­довательно, это определение включает не только «созна­тельное утверждение…», но и любое действие, направлен­ное на создание и поддержание у другого человека лож­ного впечатления.

Таким образом, я бы определил бытовую ложь, кото­рой учат детей, как:

сознательный акт;

включающий подмену истинных фактов ложными;

умолчание об истинных фактах, которые могли бы раз­веять ложное впечатление, созданное у другого чело­века. Иными словами, ложь — это не только ложные утверждения, но и сокрытие истинных фактов, то есть нежелание исправить создавшееся у другого ложное впечатление.

Ложь и тайны — мощное орудие формирования сце­нария «Сумасшествие», а ложь в сочетании с игнориро­ванием приводит к психическому расстройству, которое называется шизофренией, но которое я предпочитаю на­зывать безумием.


Комментарии закрыты.