http://npc-news.ru/

Родительское эго-состояние

Родительское состояние не зафиксировано полностью: оно может изменяться в связи с тем, что личность что-то прибавляет к своему Родительскому репертуару или что-то исключает из него. Например, воспитание первенца увеличивает количество родительских реакций лично­сти. Начиная с подросткового возраста и до старости, когда человек сталкивается с новыми ситуациями, требу­ющими родительского поведения, а также когда он встре­чает новые авторитетные фигуры или образцы для под­ражания, его Родители в чем-то изменяется.

В частности, человек может научиться развивать сво­его Заботливого Родителя и исключать подавляющие ас­пекты поведения этой части. Некоторые родительские действия генетически заложены в человеке (желание за­ботиться о своем ребенке и защищать его), но другая, большая часть родительского репертуара приобретается в процессе научения, надстраиваясь над двумя врожден­ными тенденциями: заботиться и защищать.

Голоса в голове

Структурный анализ организован вокруг этих трех по­нятий, но в нем существует и ряд дополнительных кон­цепций.

Состояния Я действуют по очереди; следовательно, в один момент времени человек может находиться в од­ном, и только в одном состоянии. Такое состояние назы­вается исполнительным, так как осуществляет исполни­тельную власть над личностью. Когда одно из состояний Я является исполнительным, человек может осознавать то, что с ним происходит, как бы наблюдая за собой со стороны. Это ощущение обычно возникает, когда состо­яние Родителя или Ребенка является исполнительным, в то время как «настоящее Я» (как правило, Взрослый) наблюдает за событиями, не имея возможности включить­ся. Таким образом, второе активное состояние Я осознает происходящее, при этом не влияя на двигательные ре­акции (феномен катексиса).

В связи с тем, что могут быть одновременно включе­ны два состояния Я (одно — действующее, а другое — на­блюдающее), между ними возможен внутренний диалог. Например, некто, изрядно выпив на вечеринке, пускает­ся в пляс. Таким образом, в данный момент действует его детское состояние, в то время как родительское наблюда­ет за его прыжками и отпускает реплики типа «не смеши людей, Чарли!» или «а как насчет твоего позвоночника?». Часто одного такого комментария бывает достаточно, что­бы отключить Ребенка (феномен декатексиса) и передать исполнительную власть Родителю. В этом случае Чарли внезапно оборвет свой танец, возможно, смутится и вер­нется на свое место, после чего ситуация «перевернется», и теперь уже сам Чарли, находясь в родительском состо­янии, будет со своего места с неодобрением взирать на танцоров. Научиться осознавать такие внутренние диа­логи между исполняющей и наблюдающей частями — важный шаг в процессе терапии.


Комментарии закрыты.