http://npc-news.ru/

Альтернатива: хорошо забытое старое

История повторяется. Всё новое — это хорошо забытое старое. Сколько бы мы ни пытались изобрести нечто новое, мы обречены воспроизводить уже изобретённое однажды. Всё циклично.

Многие постулаты современных учёных с удивительной точностью воспроизводят постулаты древних мистиков и магов древности — только в иных формулировках, как постулаты «Морального кодекса строителя коммунизма» воспроизводили основные законы существования человека, известные современному человеку под именем религиозных заповедей. Так ли отличаются знаменитый парадокс Эйнщтейна-Подольного-Розена или идея мира-голограммы от принципов симпатической магии?

Традиционные магические системы взглядов интересны не только потому, что магия во многих отношениях — предтеча современной науки. Они принципиально иначе и, на мой скромный взгляд, весьма адекватно оценивают место человека в мире.

Магическая картина реальности подразумевает активную роль человека во всём, что происходит вокруг него. В её рамках человек, будь он даже «просто» пассивный наблюдатель — всегда участник действия. Он влияет на мир и, соответственно, на процесс, за которым наблюдает, уже самим фактом своего присутствия.

Способность человека воспринимать мир в первую очередь не как совокупность формул и химических веществ, но как нечто большее и, что очень важно, целостное и одухотворённое — вот что фактически оказалось отвергнутым наукой. Живое, непосредственное восприятие реальности осталось уделом поэтов и художников — людей, с естественнонаучной точки зрения во многом, простите за вульгарность, «неполноценных». Суть проблемы очень точно отражают слова Мирчи Элиаде:

«Достаточно лишь напомнить, каким содержанием наполнены понятия »место жительства» и «жильё» «природа», «инструменты» или «труд» для современного нерелигиозного человека, чтобы понять, чем он отличается от члена древних обществ или даже от сельского жителя христианской Европы. Для современного сознания физиологический акт (питание, половой акт и т.д.) — это обычный органический процесс, даже если число окружающих его табу (правила поведения за столом, ограничения, накладываемые на сексуальное поведение »добрыми» нравами) весьма велико. Но для »примитивного» человека подобный опыт никогда не расценивался как только физиологический. Он был или мог стать для него неким »таинством», приобщением к священному.

…Священное и мирское — это два способа бытия в мире, две ситуации существования, принимаемые человеком в ходе истории» .


Комментарии закрыты.