http://npc-news.ru/

Анализ состояния дебиторской задолженности и товарно-материальных запасов

Дебиторская задолженность возникает в результате предоставления кредита потребителям для поддержания объема продаж на определенном уровне. Во многих отраслях широко практикуется предоставление кредитов на различных условиях. Эти кредиты можно рассматривать как инвестирование средств, и их задача — способствовать увеличению отдачи на вложенный капитал.

 

Однако чрезмерное увеличение кредитованием потребителей может отрицательным образом сказаться на уровне доходности, связав и надолго выведя из оборота средства предприятия. Существует проверенный способ определения оптимального масштаба кредитования. Сравните средние сроки получения дохода от реализации на вашей фирме с аналогичными показателями у конкурентов или со средними показателями по отрасли. Если средний срок поступления выручки на счета вашей фирмы значительно больше, чем у конкурентов или в среднем по отрасли, это значит, что ан кредитование покупателей задействовано слишком много средств.

 

Если дело обстоит подобным образом, может статься, что вы не сможете отследить поступление платежей по давно предоставленным кредитам. Можно, конечно, составить график погашения счетов к оплате и производить отслеживание тех из них, по которым приближается срок оплаты.

 

Если вам не удается организовать надлежащий контроль за погашением давнишних долгов, это может привести к тому, что большинство из них перейдет в разряд безнадежных и негативно отразится на результатах хозяйственной деятельности. При этом следует иметь в виду, что чем больше дебиторская задолженность, тем вероятнее, что вам не удастся вернуть свои деньги, а недополученные суммы придется списать за счет прибыли.

 

Но если график не показывает наличия чрезмерной просроченной задолженности, а средние сроки поступления денег на счет вашего предприятия, тем не менее, продолжительнее, чем у конкурентов, это свидетельствует о том, что скорее всего, вы предоставляете кредит на более льготных, по сравнению с другими фирмами, условиях. Это, в свою очередь, означает, что предлагая подобные условия продажи, вы тем самым получаете дополнительное конкурентное преимущество, что по идее должно привести к увеличению объема продаж и росту прибыли. Если же этого не происходит, вам следует пересмотреть свою кредитную политику.

 

Наличие излишних товарно-материальных запасов также связывает денежные средства предприятия. Чрезмерные запасы приводят к снижению нормы прибыли на инвестированный капитал. Одним из способов выявления наличия избыточных товарно-материальных запасов является сравнение коэффициента оборачиваемости товарно-материальных ценностей на вашей фирме с аналогичным средним по отрасли показателем. И если у вас он значительно ниже среднеотраслевого, то прибыль на инвестированный капитал неизбежно сократится.

 

Если установлено, что товарно-материальные запасы чрезмерно велики для данного объема продаж, то это означает, что либо вы храните излишние материальные ценности, либо они оборачиваются недостаточно быстро, чтобы окупить затраты. Возможно также, вы дожидаетесь повышения цен на готовую продукцию или из стратегических соображений считаете необходимым держать на складе широкий ассортимент готовых изделий даже несмотря на то, что отдельные виды товаров не пользуются в настоящий момент особым спросом. В любом случае рекомендуем вам пересмотреть свою политику в данной области с тем, чтобы получаемые выгодны перекрывали издержки дополнительных вложений.

 

Следует также обратить внимание на затраты по созданию товарно-материальных запасов. Различают два основных вида издержек: текущие и издержки по выполнению заказов.

 

К первым относятся расходы по хранению, доставке и страхованию товарно-материальных запасов. Другой вид издержек представляет собой, в основном, конторско-административные расходы, связанные с выполнением заказа на поставку какого-либо изделия или его приобретение.

 

Если, например, вы собираетесь использовать 10 000 единиц каких-либо изделий в течение ближайших 30 дней, можно сразу купить эти 10 000 единиц и хранить на складе, постепенно расходуя созданный запас до тех пор, пока он не будет полностью исчерпан. А можно покупать по 3 333 единицы каждые 10 дней. В этом случае, чем чаще вы будете приобретать товарно-материальные ценности, тем меньший объем их придется хранить, что уменьшить текущие издержки. Но не стоит чересчур обольщаться, ведь регулярные закупки увеличат издержки связанные с выполнением заказа.


Комментарии закрыты.