http://npc-news.ru/

Влияние Ганса Цуллигера

Влияние Ганса Цуллигера (1893—1965) как основателя психоаналитической пе­дагогики и самостоятельного направления в детском психоанализе выходит далеко за пределы Швейцарии (Alexander et al. 1966, 342 etc.). Он происходил из семьи ра­бочих и мелких крестьян Бернского Зееланда (Kasser 1963). В педагогической семи­нарии кантона Берн он получил профессию учителя народной школы и в этом качестве проработал всю жизнь, начиная с 1912 года, в коммуне Иттиген близ Берна. С психоанализом он соприкоснулся, еще будучи семинаристом: директо­ром семинарии был Эрнст Шнайдер, молодой, свободомыслящий преподаватель, включивший в свои занятия по психологии также и психоанализ. На примере Шнайдера Цуллигер мог убедиться, какое влияние могут оказать занятия психо­анализом на карьеру (Schneider 1956), ведь именно интерес Шнайдера к психо­анализу стал причиной того, что в 1916 году ему пришлось оставить свой пост директора семинарии (позднее Шнайдер получил должность доцента в Институ­те Ж.-Ж. Руссо в Женеве, затем в качестве профессора психологии и педагогики он работал в Риге, а последние годы своей жизни провел в Штуттгарте и Базеле [Graber  1953]).

Еще будучи совсем молодым учителем, в 1913 году Цуллигер попытался оказать терапевтическую помощь одному заикающемуся ученику. Чрезвычайно важной стала встреча Цуллигера с Оскаром Пфистером, «педанализ» которого преследовал анало­гичные цели. За первой работой Цуллигера (Zulliger 1921) о своем опыте примене­ния психоанализа в практике народной школы вскоре последовали другие труды, среди которых большое распространение получило популярное изложение учения Фрейда (Zulliger 1924). Первоначально Цуллигер интересовался главным образом пе­дагогикой и педагогическим консультированием, затем под влиянием Роршаха он увлекся психоаналитически ориентированным психологическим тестированием. Цуллигер предложил два варианта теста Роршаха: тест Бена-Роршаха и предназна­ченный для групповых исследований Z-тест. Большой интерес вызвала его книга о молодых ворах (Zulliger 1952). В качестве показателя социопсихиатрической дис­позиции к воровству при психологическом тестировании он выявил склонность к конфабуляции, эгоцентризм и импульсивность аффектов при недостаточном их торможении. Но, пожалуй, наибольшее значение имела разработанная Цуллиге-ром игровая терапия (Сарасин, личное сообщение). Он создал собственный метод, практически полностью отказавшись в нем (в противоположность, например, Ме­лани Кляйн) от вербальных интерпретаций. По мнению Цуллигера, слова являются ненужным окольным путем к бессознательному ребенка. Эта приближенная к прак­тике «чисто игровая терапия» получила большое распространение в послевоенной Германии. Особой заслугой Цуллигера является то, что активной преподавательской и лекционной деятельностью он внес существенный вклад в возрождение психоана­лиза в Германии после Второй мировой войны.


Комментарии закрыты.