http://npc-news.ru/

Проблема формирования диссоциального поведения

Бее дети от рождения разные. В психическом развитии человека важную роль иг­рают прежде всего следующие пять факторов, выделенных сотрудниками психосома­тического консультационного пункта детской поликлиники при Мюнхенском универ­ситете (Schmeer, Klьwer 1955):

различия в интенсивности импульсов, то есть в величине стимула, побуждаю­щего к действию;

различия в чувствительности, то есть в величине порога возбуждения, вызыва­ющего реакцию;

различия в сохранении валентности, то есть после прекращения стимула он продолжает действовать с разной продолжительностью;

различия в быстроте психической реакции, то есть скорость реагирования на раздражитель с самого рождения различается;

различия в сопротивляемости, то есть в способности выдерживать фрустрацию без декомпенсации.

Эта совокупность врожденных факторов называется «врожденным темперамен­том» (Мид). Недооценка его роли с точки зрения возможностей психического разви­тия может привести к ложному представлению о том, что человеком можно полнос­тью манипулировать; но, с другой стороны, совершенно неверно было бы считать, что врожденный темперамент полностью предопределяет психологическую «судьбу» че­ловека; формирующийся впоследствии характер личности в гораздо большей степе­ни является результатом опыта, а также соответствующих ему способов реагирова­ния и стиля поведения, формирующегося у индивида в его жизненной ситуации. Иными словами, можно сказать: факторы, определяющие характер, образуются во взаимодействии конституциональных компонентов, с одной стороны, и соци­альных условий — с другой. В каждом отдельном случае их соотношение зависит °т уязвимости врожденного темперамента и от веса социальных факторов. При ис­следовании делинквентов оценка этих факторов может дать первые ориентиры.

Построение психических содержаний

В чем состоит взаимодействие между физиологическим субстратом живого орга-низма и воспринятыми, усвоенными и сохраненными содержаниями?

Можно утверждать, что нарушения в процессе построения психических содер­жаний могут вести не только к нарушению психической переработки содержаний — может нарушаться также и физиология, когда, например, переработка содержаний восприятия ведет к чрезмерной функциональной нагрузке. Человек в этом смысле яв­ляется существом особенно уязвимым, поскольку он обладает высокоразвитой цент­ральной нервной системой и поскольку нервная система отвечает не только за внеш­ние процессы, но и за внутреннее возбуждение и состояние чувственной сферы (Airapetjanz, 195 5). Такие сложноорганизованные структуры из содержащей воспри­ятия и переживаний сохраняются и в дальнейшем «рефлекторно включаются» (Kassation, 1955) в новых жизненных ситуациях.

С точки зрения формирования диссоциального поведения особое значение име­ет стадия психического развития, когда в переработке содержаний происходит мно­гоступенчатый переход от абстрактных образов к метафорам, всегда выражаемым с помощью сложной колдбинации звуков. Это означает начало развития челов ‘ческой речи, отличительный признак которой состоит в независимой передаче психических содержаний индивидуального опыта.

На этой стадии у человека появляется особая возможность для протеста. Способ­ность абстрагирования и переход от образных представлений к понятийному мыш­лению позволяют ему фрагментарно, неверно или искаженно интерпретировать не­приятные факты из своего опыта.

«Речь связывает переживание с понятием и делает его пригодным для фундамен­тальной человеческой функции символически опосредствованной деятельности» (Lorenzer, 1977, 99).

В этой связи Лоренцер говорит о форлшровании «частной речи» (Lorenzer 1973, 164, см. статью П. Орбана в т. 1 ). Оценка способности к символизации и абстрагиро­ванию дает исследователю ориентир примитивности нарушения.


Комментарии закрыты.