Вслед за многочисленными попытками таких авторов, как Хили (Heaоy 1915), Барт (Burt 1944), Смит (Smith 1922) и Александер (Alexander 1913), представить классификацию этиологии юношеской диссоциальности Кейт Фридлендер (Friedlдnder 1947) предложила разделить «обычных» правонарушителей на три группы. Из этих групп (антисоциальный «характер», органические расстройства, психотические нарушения Я) для нас представляет интерес только первая, поскольку к ней отнесено диссоциальное поведение, основу которого составляют психосоциальные факторы. Согласно Фридлендер, диссоциальное поведение может определяться следующими причинами:
внешними факторами; диссоциальное поведение проявляется в «латентный» период и часто в пубертатный и постпубертатный период ведет к криминальной карьере;
чрезмерными социальными и эмоциональными нагрузками; в таком случае дальнейшее поведение обычно объясняется бессознательным психическим конфликтом; к этой группе относятся многие подростки, у которых диссоциальное поведение впервые проявляется в пубертатный период;
невротическими конфликтами, на основе которых развиваются симптомы делинквентности; к этой группе относятся такие формы поведения, как клептомания, поджигательство, преступления в состоянии аффекта и некоторые сексуальные преступления;
«отыгрыванием» как невротическим расстройством; сюда относятся «импульсивный характер» по Райху, «невротический характер» по Александеру и «мошенники» по Айххорну.
Классификация Эберхарда Кюнцеля
В 1965 году Э. Кюнцель, основываясь на работах Г. А. Брандта (Brandt 1960) и А. Айххорна (Aichhorn 1925), предпринял попытку «схематически отобразить наиболее важные характерологические взаимосвязи, имеющие отношение к феноменам криминальной запущенности, условия их возникновения и поводы, вызывающие тот или иной симптом» (Kьnzel 1965,18).
В соответствии с этим Кюнцель, так же, как и А. Дюрссен, относит к первой категории нормально реагирующих подростков, «пришедших к своим отклоняющимся от социальной нормы формам поведения в силу особо тяжелых обстоятельств, например под гнетом нужды, голода, бедности и т.п.» (там же, 20).
Ко второй категории Кюнцель относит молодых людей, которые, будучи детьми, воспитывались в антисоциальном окружении или в криминальной субкультуре.
Схема П. Специфические проблемы в развитии человека по Э. X. Эриксону (см. также статью Э. К. Адамса в т. III) |
В таких случаях Я и Я-идеал сами по себе и в своих взаимосвязях совершенно нормальны, отклоняется от нормы лишь их позиция по отношению к внешнему миру» (Aichhorn 1957,190).
Кроме того, ребенок может прийти к диссоциальному поведению также и просто в результате ошибочного понимания или ошибочной ориентации, например, при идентификации со своим не слишком усердствующим в соблюдении законов отцом (Kьnzel 1965,20).
К третьей и четвертой категориям, согласно Кюнцелю, относятся наиболее часто встречающиеся структуры запущенкс>сти и неврозов. Отличительным признаком структур запущенности является отсутствие нормально реагирующего, социально ориентированного Я-идеала. Для таких субъектов отсрочка в реализации влечения или отказ от влечения являются невозможными. Поэтому чаще всего для них характерен диффузный тип поведения: тенденции к немедленному удовлетворению потребностей, несдерживаемые вспышки аффектов, чрезмерная чувствительность, преждевременная «сдача» и т.д. (там же, 26). Тем самым субъект противопоставляет себя окружению и вступает в конфликт с общественными нормами.
В невротических структурах — в противоположность структурам запущенности — чаще всего обнаруживаются чересчур строгие Я-идеал и совесть, «которые настолько ограничивают и урезают витальные влечения, что время от времени, пытаясь хоть частично реализоваться, они осуществляют прорыв и тем самым могут… вести К явлениям криминальной запущенности» (там же, 26).
В пятой категории основу диссоциального поведения образуют дефектные психические структуры, такие, например, как психозы или слабоумие. Эта категория соответствует двум группам в классификации Кейт Фридлендер, упоминаемым наряду с антисоциальным «характером».