http://npc-news.ru/

Внутренний конфликт

«До известной степени христианская религия способствовала устранению внут­реннего напряжения через идентификацию с Христом. На основе религиозного это-са евреев она принесла человечеству дуалистические моральные представления о добре и зле. Но принятие этой моральной нормы требует жертвы со стороны инстинктив­ных влечений и признания вины, которую можно искупить только через идентифи­кацию с Христом… Этот внутренний конфликт, чтобы не привести к полному само­разрушению, должен быть экстернализирован. Дуалистическая система ценностей фактически и ведет к этой экстернализации. Если имеется абсолютное добро, то, зна­чит, должно существовать и абсолютное зло. Бог и дьявол неразлучны… В давние вре­мена, когда повсеместно господстзевала бессознательная вера в магию, преследова­ние и казнь ведьм удовлетворяли эту потребность, по крайней мере до определенной степени. Когда же с развитием цивилизации уже нет более этой отдушины, то в опре­деленные периоды, когда агрессия достигает апогея, этой скобой отдушиной служит расовая или религиозная дискриминация-. Война, разумеется, как и прежде, являет­ся решением par excellence для чрезмерного отвода агрессии. Но поскольку она со­держит столь сильный элемент саморазрушения, люди будут противостоять ей, по­куда у них есть стремление к самосохранению.

Тем самым в целом у общества остается только легальный путь ослабления агрес­сии, который может рационализироваться на основе морали и способствовать желан­ному облегчению, позволяя экстернализировать внутренние конфликты и не возбуж­дая при этом известные чувства вины. Этот путь — преследование злоумышленников, преступников, групп индивидов, совершающих насилие, нарушающих законы и не со­ответствующих требованиям общества… Но если это так, то тогда преступники нуж­ны обществу в качестве козлов отпущения… Тогда нам становится понятной загадоч­ная проблема неэффективности методов, которые применяются в борьбе с преступностью. Тогда нам также становится понятным наличие двух общих тенден­ций, служащих сохранению делинквентности. Первая — это провоцирование инди­видов на криминальное отыгрывание. Вторая — оппозиция всему, что сулит предот­вращение делинквентности. В качестве третьей тенденции мы можем указать на то что "некриминальная" группа получает различное удовлетворение от действий кри­минальной» (Eissler, 294—295).


Комментарии закрыты.