http://npc-news.ru/

Чувство первичного доверия

В самый ранний период психические процессы протекают пока еще по простой схеме: побуждающая потребность — гештальт-ожидание — гештальт-ответ — удов­летворение (или фрустрация). В физиологии это называется условным рефлексом На языке психологии это означает сочетание определенных содержаний восприятия с каким-либо возникающим чувством. При повторном появлении аналогичного чув­ства данные содержания всплывают вновь в качестве представлений, носящих харак­тер воспоминания или ожидания. В этом и состоит проблема сочетания чувств, порождаемых внутренними состояниями, и соответствующих содержаний воспоми­наний. Если такое соединение устойчиво и постоянно, то оно является основой для развития базального первичного доверия. Если же в течение долгого времени име­ет место неудовлетворительная и непостоянная связь, то возникает скорее представ­ление-ожидание, которое мы должны охарактеризовать как базальное недоверие.

«Первым компонентом здоровой личности я называю чувство первичного дове­рия, под которым я понимаю восходящую к периоду раннего детства установку по от­ношению к себе и к миру. Говоря о "доверии", я имею в виду то, что кратко можно определить как чувство возможности положиться на себя и в отношении к другим, и в отношении к самому себе» (Eiikson, 1970,62).

,.·, Для понимания дальнейшего психосоциального развития (см. также статью 3 Майстерманн-Зеегер в этом томе) важен тот факт, что эти ранние переживания-восприятия и содержания являются первым опытом, имеющим особое значение для всего последующего опыта, особенно если он закрепляется благодаря повторению. Значение категориального первого опыта и его проявления в последующих воспоми­наниях, приуроченных к соответствую!]ihm ситуациям, Риманн (Riemann, 1952) вы­разил понятием «зародышевой ситуации».

При возобновлении опыта, такого же или подобного тому, что был испытан в за­родышевой ситуации, индивид склонен вести себя так, как в этой исходной ситуации. Такое базальное нарушение — отсутствие доверия — в большей или меньшей степе­ни-выражено у всех делинквентов.

Развитие Я и идентичность

Если в предыдущем разделе мы говорили о том, что для возникновения психичес­ких содержаний необходимо постоянное возобновление потоков восприятия, то сей­час мы можем ввести понятие «идентичности». Оно означает, что при постоянном соотнесении элементов воспоминаний и опыта, связанного с последующим называ­нием предметов адекватными именами, у ребенка развиваются зародышевые структу­ры Я. Показателем развития в этой фазе является возникновение у ребенка первой улыбки как реакции на появление лица матери. Это происходит примерно на втором месяце жизни.

Если диалог матери и ребенка до сих пор протекал на коэнестетическом уровне (Spitz 1957), то есть на уровне инстинктивного взаимодействия то теперь благода­ря развитию дифференцированного образного и речевого восприятия он перераста­ет в диакритический способ восприятия (см. статью Й. Шторка). С утверждением диакритической перцепции в качестве господствующего способа восприятия в сис­теме памяти начинают накапливаться признаки, образующие своего рода осадок из «суммированных образов», полученных из опыта взаимоотношений с объектами, и гештальты, называемые в психоанализе репрезентантами объектов, или «психичес­кими объектами». Идентичность мира и Я развивается, таким образом, на основе постоянных и удовлетворительных первичных объектных отношений. Значение этого процесса становится очевидным, если обратиться к патологии первичных объектных отношений и ее последствиям. Для формирования стабиль- ной структуры личности неприемлемы следующие отношения: «первичная тревожно-избыточная забота или первичное неприкрытое отвержение, враждебность, выражающаяся в тревожности, а также частые колебания между баловством и враждебностью, циклические колебания настроения и, наконец, сознательно компенсированная враждебность. Наиболее неблагоприятным для психического развития ребенка является непостоянство — колебания между строгостью и вседозволенностью» (Muss, 1973,46-47).


Комментарии закрыты.