Хотя замечания Фрейда по поводу наркомании немногочисленны и разрозненны, они тем не менее и сегодня имеют огромное значение при построении психоаналитической теории, образуя базис для-дальнейших рассуждений. В то же время эти замечания доказывают, что Фрейд постоянно включал наркоманию в сферу своих размышлений. Еще в письме Флиссу от 11 января 1897 года он утверждал, что алкоголизм является следствием усиления, вернее, заменой сексуального импульса и что то же самое, пожалуй, можно сказать и об азартных игроках. Немногим позже, 22 декабря 1897 года, он вновь пишет Флиссу, что «мастурбация — это единственная настоящая привычка, "первичная мания", только в качестве ее замены и избавления от нее появляются на свет другие виды зависимости — от алкоголя, морфия, табака и т. д.» (Freud 1950,254).
В работе «Сексуальность в этиологии неврозов» (1898) он выдвигает предположение, что наркотики прямо или косвенно становятся заменой недостаточного сексуального удовлетворения.
В очерке «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) Фрейд высказывает предположение, что хорошее настроение — неважно, возникает оно изнутри или вызвано интоксикацией — устраняет сдерживающие силы и делает доступными источники наслаждения, которые обычно подавлены.
В работе «К вопросу о психологии любовной жизни. II» (1910) Фрейд сопоставляет и противопоставляет поведение любящего по отношению к своему сексуальному объекту и отношение пьяницы к вину.
В «Психоаналитических заметках об одном автобиографически описанном случае паранойи (Dementia paranoides)» (1911 ), проанализировав манию ревности у алкоголика, Фрейд установил, что алкоголь снимает торможение и делает невозможной сублимацию. Нередко разочарование в женщине побуждает мужчину обратиться К алкоголю, гонит его в кабак, в мужскую компанию. В результате этого развивается гомосексуальное либидо.