http://npc-news.ru/

Рекомендации ВОЗ по поводу профилактики

Б отношении второй и третьей фазы обсуждаются: внутренняя неуверенность вос­питателей из-за отсутствия психологических знаний; слишком жесткие принципы воспитания; слишком неопределенные принципы воспитания; разногласия между родителями; неврозы у родителей; недостаточная способность отца быть мужчиной; недостаток женственных черт у матери.

Затем даются следующие рекомендации: всегда необходимо учитывать потребно­сти общества и потребности несовершеннолетних. Любая профилактическая полити­ка должна включать в себя как родителей, так и несовершеннолетних. Детям необ­ходимо окружение, которое бы позволило им развиваться без патологии характера,

Б развитии ребенка важную роль играет семья. Поэтому семьям должна быть обеспечена стабильность. Матери должны иметь возможность как можно дольше самостоятельно воспитывать своих детей, экономические соображения не должны побуждать их работать вне дома. Должны существовать нормальные жилищные усло­вия. Необходимы консультационные пункты, где родители получали бы поддержку при решении вопросов, связанных с воспитанием.

Наряду с родителями огромное влияние оказывает школа. Поэтому в учебную программу должна быть включена также психосоциальная гигиена. Необходимо, чтобы учебные планы были достаточно гибкими. Б распоряжении учителей долж­ны находиться службы социальной и психологической помощи. Учителя должны тесно сотрудничать с семьями своих подопечных. Социальные службы, школы и по­лиция должны располагать достаточной информацией для того, чтобы своевремен­но направлять подростков, относящихся к группе риска, в консультационные пун­кты. Те, кто обращается за помощью к социальным работникам, не должны терять чувства личной ответственности и утвердиться в своих ожиданиях, что все трудно­сти будут за них решены. Отлучать от родительского дома и помещать в исправи­тельные учреждения детей можно только тогда, когда все остальные средства ока­зываются   бесполезными.

Все мы, наверное, убеждены, что эти требования правомерны. Но и все мы, на­верное, хорошо понимаем, насколько трудно осуществить их на практике. В тех стра­нах, где семейные структуры пока сохранны и существует «семейная структура» об­щества, уровень юношеской преступности остается невысоким. Но вряд ли имеется возможность сохранить или восстановить «семейную структуру» общества в индуст­риальном обществе в прежней форме большой семьи. Поэтому необходимо подумать, какие факторы в сохранной структуре семьи обеспечивают ребенку здоровое разви­тие. К ним относятся уже упомянутые стабильное первичное доверие ребенка к себе и к миру, стабильная (четкая и однозначная) организация совести ребенка, последо­вательное расширение идентичности в пубертатном возрасте.

По-видимому, для индустриального общества должна быть заново разработана законченная концепция развития индивида, каковой обладала большая семья в обще­стве с семейной структурой. Тогда каждый индивид будет разделять социальную от­ветственность за развитие.

Некоторые примеры профилактики юношеской диссоциальности

К выводу, сформулированному нами выше, пришли и американские ученые (Rafferty, Frank et al. 1958). В одной из университетских клиник штата Юта они по­пытались создать психиатрическую службу при обычных женских консультациях. При этом практикующие врачи должны были взять на себя функции психосоциаль­ной гигиены.


Комментарии закрыты.