http://npc-news.ru/

Закрепление позитивного отношения

Еще одна попытка предупреждения юношеской запущенности была предпринята в Париже. В одном из крайне неблагополучных кварталов Парижа совместными уси­лиями с «Sauvegarde de l’Enfance» был создан молодежный клуб под названием «Les Reglisses»; буквальный перевод этого жаргонного выражения означает «лакрич­ники». Руководителями клуба стали двое образованных людей. Помещением служил сарай, простая меблировка состояла в основном из больших столов и лавок. Там мож­но было играть в игры, хорошо известные каждому в здешней округе. В клубе отсут­ствовали жесткие правила, и он был открыт для всех.

Первые посетители приходили из чистого любопытства. Они подружились, и у них появилась своего рода привычка проводить свое время и играть в клубе, а не на ули­це. Они приводили сюда своих друзей; и через несколько месяцев у клуба было уже много посетителей. Юноши и девушки в совершенно непринужденной форме начи­нали заниматься спортом, театром, рукоделием и др. Со временем этим начинанием заинтересовались воспитатели, школьные учителя, спортивные тренеры и даже роди­тели. Некоторые люди готовы были обучить подростков основным навыкам своей профессии. Стали проводиться также родительские встречи. И, самое главное, устра­ивались самые разные праздники.

В таких непринужденных ситуациях можно было наблюдать за детьми и руково­дить ими до того, как они начнут проявлять признаки запущенности. Также и здесь подтвердилось, что дети со значительными нарушениями не были склонны посещать спортивные и подобные им клубы, поскольку им не подходил регламентированный характер таких занятий. Здесь же, в клубе, на передний план выдвигались отдых и соци­альные контакты. Возможность совместно организовывать свободное время, несомнен­но, является одним из лучших методов предотвращения педагогической запущеннос­ти. Во многих случаях появлялась возможность направлять детей с серьезными нарушениями после того, как у них закреплялось позитивное отношение к руководи­телям клуба, в специализированные социальные и медицинские учреждения.

Необходимо отметить, что подобного рода клуб отнюдь не является юношеской организацией. Руководители не должны быть тщеславны и ожидать от подростков, что те пустят здесь корни. Переход к более структурированным группам возможен толь­ко тогда, когда спустя продолжительное время непринужденного общения подрост­ков друг с другом вырабатывается большая стабильность.

И тем не менее оказалось, что число правонарушений, совершенных подростка­ми, в этом районе значительно снизилось.

В этом же городе была предпринята еще одна попытка профилактики юношес­кой делинквентности. Была создана превентивная бригада, которая преследовала прежде всего терапевтические цели. Речь шла о реабилитации асоциальных группи­ровок. Сначала требовалось найти доступ к той или иной банде. Если это удавалось, то бригада приступала к действию и начинала работать с бандой с целью постепен­ного преобразования ее структуры в структуру группы.

В заключение данного обзора остается констатировать; социальная адаптация зависит от развития способности к социальной адаптации. Но именно социальные способности в сложившейся системе профессионального и школьного обучения в большинстве случаев не культивируются.

Терапия преступников

Далее пойдет речь не столько о профилактике в узком смысле, сколько о новой форме терапии преступников (в возрасте от восемнадцати до сорока лет), что, впро­чем, также оказывается своего рода профилактикой (Arendzen-Hain 1957).

С 1953 года в голландском люнтере « Гроот-Бателаар» существует лечебница для невротических преступников. Она подчиняется министерству юстиции. Перед по­ступлением в нее правонарушитель подвергается тщательному психологическому и пси­хиатрическому обследованию. Если выясняется, что решающую роль в совершении пре­ступления играли невротические механизмы, то ему предоставляли право выбора: либо ждать, когда освободится для него место в лечебнице, либо отбывать наказание в тюрь­ме. Дело в том, что в последнем случае он мог оказаться на свободе раньше, чем если решался на терапию. То есть тот, кто выбирает терапию, делает это добровольно.

Обязательным условием подобного рода работы является четкость социальной структуры в общежитии или лечебнице. Правила, определяющие порядок жизни, дол­жны быть совершенно определенными, сферы компетенции четко разграниченными, вся организация должна быть по возможности простой и ясной. Должна быть обес­печена возможность быстрой коммуникации между теми, кто отбывает наказание, персоналом, директором и служащими. Все определяется эмоциональной стабильно­стью сотрудников.

Когда заключенный поступает в лечебницу, его встречает приемная комиссия, со­стоящая из пациентов. Эта комиссия показывает ему больницу, знакомит с распоряд­ком и представляет его директору и сотрудникам. Далее пациенту назначают шесть недель испытательного срока. За это время он сам должен решить, что для него луч­ше: остаться в лечебнице или вернуться для отбытия наказания; пациенты и сотруд­ники также имеют возможность лучше узнать вновь прибывшего. Новичок проясняет для себя неопределенные вначале моменты, и, таким образом, чувствительный к про­явлениям авторитарности пациент не ощущает принуждения и ему не нужно зани­мать оборонительную позицию.


Комментарии закрыты.