http://npc-news.ru/

Развитие автономии или недоверия

Анальная фаза, приходящаяся на конец второго года жизни, является следующей критической фазой в психосоциальном развитии ребенка (см статью П. Хайманн в т. I ).

«В этой фазе основной акцент делается на созревание мышечной системы и проистекающей из этого способности (или вдвойне ощущаемой неспособнос­ти) координировать множество крайне сложных актов, таких, как "удерживание" и "отпускание", кроме того, на огромную ценность, которую по-прежнему в выс­шей степени зависимый ребенок начинает придавать своей автономной воле» (Erikson 1970,76).

Психоаналитический термин «анальность» обозначает в данном контексте «осо­бое качество удовольствия и воли… которое в этой фазе часто придается органам вы­деления» (там же).

То, что эти способности могут сформироваться только в конце второго года жиз­ни, точнее говоря, примерно на двадцатом месяце, имеет свои основания в физиоло­гии, а именно в том, что нервные пути, опосредствующие сознательный контроль над мочевым пузырем, прямой кишкой и сфинктерами до двадцатого месяца жизни еще не полностью миелинизированы 2.

Новое измерение переживания удовольствия-неудовольствия не ограничивается сфинктерами. Скорее «развивается общая способность, более того, сильнейшая по­гребность по своему желанию ронять и швырять, попеременно удерживать и отпус­кать» (там же, 76).

Здесь следует обратить внимание на два аспекта одного и того же вопроса: с од­ной стороны, на общее распространение моторного развития ребенка, с другой сто­роны, на развитие его особого интереса к органам выделения. В обоих случаях мож­но вновь констатировать специфические способы реагирования на близких. Поэтому возросшие возможности и моторное развитие приносят ребенку не только новые пе­реживания «функционального удовольствия», но и подвергают большей опасности и, тем самым, переживаниям неудовольствия. Мать словами и физическим вмешатель­ством вынуждена апеллировать к ребенку, подчас из витальных соображений.


Комментарии закрыты.