http://npc-news.ru/

Психологическая необходимость

«Когда мать определяет ребенку границы, а сам он начинает завоевывать жизнен­ное пространство, возникает первый конфликт амбивалентности по отношению к лю­бимой матери. Именно от нее на фоне постоянного ласкового обращения он вдруг слышит отказывающее в удовольствии "нет".,. Чтобы не подвергнуться риску утратить пока еще единственный объект любви, ребенку в его бессилии в сравнении со всел-ю-гуществом взрослых не остается ничего другого, как усвоить это "нет", то есть иден­тифицироваться с матерью» (Biermann 1973, 31),

Этот процесс в психологии неврозов детей и подростков описан Анной Фрейд как «идентификация с агрессором» (A. Freucо 1936).

Данный этап в развитии ребенка отнюдь не является патологическим процессом. Он обусловлен прежде всего психологической необходимостью и свидетельствует о том, что ребенок вступил на первую ступень личностного развития (Spitz 1957). Процесс развития может приобрести патологический характер в том случае, когда отказываю­щее в удовольствии «нет», связанное с целой шкалой аффективных побуждений, спо­собных еще более усилить влияние на ребенка, становится общей установкой взросло­го в отношениях с ребенком, Наиболее известным является процесс приучения к опрятности, из-за чего о нем чаще всего говорят в этом контексте.

Многие честолюбивые матери, ориентированные на идеал безупречного, всегда чистого, хорошо пахнущего тела.

На последствия подобных преждевременных и чрезмерных требований указывает Эриксон: «К невротикам нашего времени относится также тип "обсессивной лично­сти": скупой и мелочный по отношению к любви, времени, деньгам, а также функци­ям своего организма» (Erikson 1970,77).


Комментарии закрыты.