http://npc-news.ru/

Чувство недееспособности и неполноценности

К этому, как правило, добавляется чувство недееспособности и неполноценности. Если в ответ у ребенка развивается более стеническая форма реакции и он восприни­мает вмешательство со стороны окружения как угрожающее для себя, то уже в ран­нем возрасте упрямый протест может стать типичным ответом на все предъявляемые ему требования. Это может иметь роковые последствия для последующего формиро­вания характера, поскольку «нет», продиктованное упрямым сопротивлением, дает чрезвычайно соблазнительную возможность пережить ощущение всемогущества. Зна­чение этого факта для формирования личности преступника нельзя недооценивать.

Чтобы стать автономным, ребенок в анальной фазе должен уравновесить две эти внешне противоположные тенденции «удерживания» и «отпускания», которые Эрик­сон охватывает формулой «ретенционно-элиминирующего модуса».

«Из ощущения власти над собой без утраты чувства собственного достоинства возникает стойкое чувство автономии и гордости; из ощущения мышечного и аналь­ного бессилия, из утраты самоконтроля и чрезмерного вмешательства родителей возникает стойкое чувство робости и стыда… Потому данная стадия становится опре­деляющей для соотношения любви и ненависти, усердия и упрямства, свободного са­мовыражения и угнетенности» (там же, 78}

Из вышесказанного напрашивается вывод, что было бы лучше всего позволять ребенку делать все, что он хочет. Но это не так. При полной свободе в удовлетворе­нии желаний как раз примитивные функции остаются недифференцированными, поскольку отсутствует стимул для более дифференцированного развития. С другой стороны, чрезмерные требования в процессе воспитания являются такой же ошиб­кой и наносят такой же вред, как и недостаточные требования.

Если чрезмерные требования ведут к неврозу, а иногда к вторичной невротичес­кой запущенности, то в случае недостаточных требований развивается примитивная, первичная запущенность, которая часто встречается в жизни делинквентов в виде «запущенности роскошью». Нерешенные или чрезмерные с позиции силы отноше­ния в этот период ведут к формированию чересчур строгой совести, описываемой Клюиером в рамках выделенной им третьей категории (см ниже).


Комментарии закрыты.