Психоаналитические представления о действии наркотиков колеблются между двумя крайними точками зрения, которые можно охарактеризовать следующими цитатами. Еще в 1925 году Шильдер сформулировал: «Всякое психическое воздействие яда должно быть специфическим. Величайшая задача, которую необходимо решить в будущем, состоит в том, чтобы установить, какую систему поражает каждый из ядов.
Возможно, результат, которого Крепелин ждал от экспериментального анализа фармакологических средств, будет достигнут с помощью «фармакопеихоанализа» (Schilder 1925,195). Совершенно иного мнения придерживался Гловер: «Сегодня, пожалуй, уже нет сомнения в том, что фармакотоксическое воздействие наркотических средств не играет такой специфической роли, какую ему приписывают в непсихологических кругах» (Glover 1933,188).
Этот спор не случаен, поскольку он непосредственно связан с определением воздействия и соответствующими подходами.
Существует необходимость провести разграничение между психологическим и фармакологическим воздействием вещества, но именно в этом и заключена вся сложность (Yorke 1970). Действие каждого наркотика определяется как психодинамическим значением, так и фармакологическим эффектом (Wieder, Kaplan 1969). Следующая связанная с этим проблема заключается в том, что, как известно из фармакологии и, в частности, психофармакологии, а с психоаналитических позиций было отмечено Фрошем (Frosch 1970), употребление одного и того же средства одним и тем же человеком может вызвать совершенно разную реакцию в зависимости от дозировки, способа применения, окружения, а также психической и физической исходной ситуации, Каждый из нас по собственному опыту знает, что реакция на алкоголь в разное время может быть самой разной. Соответственно, с точки зрения психоаналитической фармакологии следует поставить четыре вопроса как действуют наркотические вещества на психический аппарат в целом и какие специфические различия существуют между отдельными веществами? Следующий вопрос: какое значение имеет наркотик для конкретного индивида? И, наконец; каасоса роль наркотика в специфической ситуации, в которой его принимают? Психоаналитические представления о воздействии наркотика на психический аппарат наводятся пока еще в стадии разработки, но и медицинская фармакология тоже мало что может с уверенностью сказать об органическом субстрате этого воздействия, основанного на химических изменениях мозга. Помимо Радо, предложившего общий подход, I пониманию воздействия психоактивных веществ пытались приблизиться также фросс (Gross 1935) и Мерло (Meerloo 1952).