http://npc-news.ru/

Переживать ненужные конфликты

Разумеется, дети не должны переживать ненужные конфликты, но и неизбежные конфликты не должны превышать индивидуального порога выносливости. Понима­емая таким образом забота о здоровом психосоциальном развитии служит предупре­ждению как невротических заболеваний, так и делинквентного развития.

Здесь хотелось бы еще раз сказать об особой психосоциальной задаче школы в на­ше время. Нарастающая сложность всех общественных и производственно-техничес­ких процессов в современном обществе предполагает наличие определенной социаль­ной зрелости, которой в такой мере не требовалось от предыдущих поколений. Поэтому школа стоит перед неизбежной необходимостью дополнить прежние педа­гогические методы, ориентированные на развитие конкурентоспособности, воспита­нием способности к сотрудничеству. Иными словами, речь идет о способности чело­века с чувством ответственности перед собой и группой в совместной деятельности решать общие проблемы. Для воспитания-способностей к коллективному планиро­ванию и решению проблем особенно пригодна трудовая деятельность, но также и дру­гие виды групповой деятельности.

Следует назвать еще некоторые принципы терапии юношеской делинквентности. Очевидно, что при лечении любых психических расстройств тем быстрее будут достиг­нуты нужные результаты, чем раньше удастся пресечь намечающиеся негативные тенденции в развитии (Woodward et al. 1958). Поэтому прежде всего необходимо установить, в чем выражаются ранние симптомы делинквентного развития. Как мы уже не раз подчеркивали, определенные конфликты и асоциальные способы поведе­ния не являются чем-то необычным для детского развития. При этом для здорового развития типично, что эти формы поведения имеют лишь временный характер. Ум­ный воспитатель воспримет их появление как признак глубокого внутреннего конф­ликта и попытается помочь ребенку его решить. Если это не удастся, то отклоняюще­еся поведение будет сохраняться в течение длительного времени. Оно будет достаточно интенсивным и устойчивым. Б таких случаях воспитатель обязан обратиться за помо­щью к профессиональным консультантам — специалистам в области медицинской или педагогической психологии. Разумеется, не так просто указать критический срок для продолжительности проявления симптомов, но мы полагаем, что если определен­ные проблемы сохраняются более полугода, то дело, по-видимому, не только во вре­менных трудностях воспитания (Schwidder 1956).


Комментарии закрыты.