http://npc-news.ru/

Предпубертат Развитие социабильности

В возрасте шести-семи лет, когда раннее детство уже закончилось, ребенок до­стигает определенной зрелости и может идти в школу, которая представляет собой предварительную форму социальной жизни. Эриксон полагает, что в этой фазе лич­ность кристаллизуется вокруг убеждения: «Я есть то, чему я учусь» (Erikson 1970,98).

То, как ребенок воспринимает себя по отношению к классу и учителю, в известной степени соответствуют — как продолжение семейной ситуации — базисному гештальту психосоциального треугольника, то есть здесь по-прежнему имеют силу триполярные, по сути, концепты межчеловеческих отношений. Однако эти треугольники могут быстро меняться. Они с легкостью меняют полюса и смещаются на других партнеров. Все бо­лее важную роль начинают играть множественные треугольные комбинации.

Ребенок делает шаг от триполярноЙ структуры переживаний к мультиполярной; это происходит одновременно с переходом ребенка от мира семьи к жизни в группе как мультиполярно ориентированной форме коллектива, основывающейся на равен­стве и взаимном уважении партнеров. Тем легче будет ребенку совершить этот шаг, чем более «он свыкся с относительно бесконфликтным положением в семье и утвер­дил свою позицию в отношениях с родителями. Если он идентифицировался со сво­ей семьей как с единством и научился, будучи зависимым от нее, чувствовать себя уве­ренно, то тогда он может отважиться выйти в мир, ибо располагает силами, которые может вложить как в новые отношения, так и в учебу» (Lidz 1971,60).

Эта фаза развития, где речь прежде всего идет о «действии вместе и рядом с дру­гими» (Erikson 1970,10ь), имеет столь большое значение потому, что в ней создают­ся предпосылки эмоциональной способности К жизни в группе. Психоаналитические исследования диссоциального поведения подростков в группе показывают, что если, например, человек в своей психологической зрелости не продвинулся дальше двуполярной структуры отношений, то он может вести себя в группе только так, что либо вступает в двуполярные отношения с другим членом группы, либо сам становится центром и поддерживает множественные двуполярные отношения, В этом состоянии человек либо бессознательно нуждается в авторитарной центральной фигуре, чтобы посредством этой персонификации группы ощутить контакт с коллективом, либо он сам должен находиться в центре интересов группы, если хочет чувствовать себя не «довеском», а полностью «приобщенным».

И наоборот, человек, пребывающий в фазе триполярных отношений, может уже создавать несколько более широкие отношения в большей группе. Его бессозна­тельный образ группы соответствует, так сказать, сумме треугольников. Но система его отношений по-прежнему связана с правильным и закономерным в смысле одно­стороннего уважения абсолютных, авторитарных, обязательных для исполнения пред­писаний.


Комментарии закрыты.