http://npc-news.ru/

Пубертат Проблема обретения идентичности

Закон банды заменяет незрелый «закон совести». «Главарь» имеет здесь абсолют­ный авторитет, а группа приобретает форму аморфной массы. В здоровом коллекти­ве, напротив, по мере развития компетентности индивида развивается также и авто­номная совесть. Его более стабильное Я дает ему возможность испытать в группе различные социальные роли. Тем самым он может лучше узнать свои возможности и занять позицию в группе, которая позволит ему в условиях взаимного уважения нести ответственность за себя и группу. В таком случае мы можем говорить о действи­тельной способности к жизни в коллективе, тогда как в примитивных коллективах со­храняются слабость Я и неуверенность в поведении.

Это развитие самостоятельной позиции внутри группы позволяет взрослеющему человеку более уверенно планировать свое будущее и все более четко разрабатывать автономный Я-идеал. Поскольку этот процесс имеет большое значение для врастания в общество, следует обратить внимание на то, какие типы коллективного идеала по­лучают признание в группах подростков. Pai итие в предпубертате и появление спо­собностей, связанных с жизнью в группе, имеют решающее значение с точки зрения формирования делинквентного поведения и нуждаются в дальнейших исследовани­ях, поскольку на данный «латентный период» до сих пор слишком мало обращали внимания.

Пубертат представляет собой период, когда обсуждаемая нами проблематика ста­новится заметной в социальном отношении. Если нарушения, имевшие место в преды­дущих фазах, в основном переживались в рамках семьи или заменяющих ее струк­тур — причем иногда нарушения у детей и подростков способствуют «стабилизации» семьи (Richter 1963), — то теперь предшествовавшие нарушения достигают кульми­нации в проявляющейся по-новому проблеме, а именно в проблеме становления иден­тичности. Тем самым они приобретают особое значение и, поскольку теперь ожидают и требуют больше, чем прежде, выносятся «на суд общественности».

Каковы же специфические проблемы и трудности этой фазы? Прежде всего — и на это указывает еще Фрейд в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905) — инфантильная сексуальная жизнь приобретает свою окончательную форму; кроме того, усиливаются переживания, связанные с генитальными зонами Однако «пубер­тат — это нечто большее, чем просто формирование генитальной сексуальности или обретение сексуальной идентичности. Помимо этого развивается общая идентичность человека, уникальность его личности» (Biermann 1973,84).


Комментарии закрыты.