http://npc-news.ru/

Детский психоанализ

Детский психоанализ, основы которого в Швейцарии заложили Пфистер и Цул­лигер, развивается ныне в Цюрихе прежде всего благодаря Жаку Берна (род. 1911).

Хотя традиционным центром швейцарского психоанализа стал Цюрих, его союз­ники, а затем и действующие психоаналитики появились также в Женеве. В 20-е годы интерес к психоанализу пробудился и в Базеле.

Филипп Сарасин (1888-1968) — потомок старинного базельского рода, внес­шего свой вклад в историю культуры. Сдав в 1915 году в Базеле государственные экзамены по медицине, он работал в Цюрихской психиатрической клинике и про­шел анализ у Франца Риклина. В течение пяти лет (1916—1921) Сарасин работал в психиатрической клинике в Райнау (Walser 1970). Из них, правда, два года при­шлись на военную службу в период Первой мировой войны. Едва ли следовало ожидать, что из этой провинциальной больницы можно было найти путь к Фрей­ду; но именно это удалось Сарасину. Его начальник, ученик Фореля Фридрих Рис, поощрял интерес Сарасина к психоанализу. В конце концов Сарасин отправился в Вену, чтобы пройти психоанализ у Фрейда. Затем несколько десятилетий он за­нимался частной психоаналитической практикой в Базеле. Кроме психоаналити­ческого очерка образа Миньоны у Гёте, он почти ничего не опубликовал; его заслу­ги прежде всего связаны с организационной деятельностью. Сарасин был верным представителем Фрейда в Швейцарии и с 1928-го по 1960 год возглавлял Швейцар­ское общество психоанализа.

Проработавший всю жизнь в Базеле Ганс Кристоффель (1888—1959), напротив, является автором многочисленных работ по психоанализу. Окончив медицинский фа­культет в Базеле, он проработал шесть лет (1914—1920) в Цюрихской психиатричес­кой клинике у Эйгена Блейлера, а затем до конца жизни был практикующим невро­патологом в Базеле. В 1942 году он основал там «психологическое рабочее сообщество», которое в значительной мере было ориентировано на психоанализ. Научный интерес Кристоффеля относился к пограничной области между психоанализом, исследовани­ем поведения и психиатрией культуры. В своей книге о психологии развития челове­ка (Christoffel 1965) он анализирует базисные феномены человеческого существова­ния, такие, как сон, сосание, ходьба, с точки зрения экспрессивных проявлений, то есть в их социально-психологическом значении. Его обширные культурно-исторические по­знания проявились, в частности, в работах о Феликсе Платтере и Парацельсе. Однако его главной заслугой остается книга «Влечение и культура» (Christoffel 1944), большая работа об инстинкте мочеиспускания в его психологическом, социальном и культур­ном значении.


Комментарии закрыты.