http://npc-news.ru/

Детство и общество

С 1945 года начал публиковать результаты своих наблюдений Шпиц (см., напри­мер, Spitz 1945,1946). В 1950 году Эриксон в книге «Детство и общество» предста­вил теорию психического развития, разработанную на основе сравнительных куль­турологических исследований и психологии Я.

В последующий период были проведены эмпирические исследования развития объектных отношений, а также первичных и вторичных автономных функций Я (подвижности, активности, зрительного восприятия, чувствительности к раздражи­телям, тревоги и т.д.). Наиболее важный вклад здесь внесли Фрис, Миттельманн, Эскалопа, Бенджамин, Провенс, Ритво, Кестемберг, Вульфф.

Еще одной плодотворной областью клинической психологии Я стало наблюде­ние и лечение детей с тяжелыми психотическими и психозоподобными расстрой­ствами (см., например, Jacobson 1964, Mahler 1968, Spitz 1959). Г. Бланк и Р. Бланк (Blanck, Blanck 1974) предприняли попытку обобщить и систематизировать совре­менную психоаналитическую теорию развития.

В заключение следует вкратце остановиться на эмпирических психоаналитичес­ких исследованиях, выходящих за рамки наблюдения за детьми.

Классический психоанализ долгое время не проявлял интереса к эмпирическим исследованиям процессов психоаналитической терапии и оценке эффективности психоаналитического лечения. Исключение, пожалуй, составляет лишь проект Мен-нингера (см. Kernberg et al. 1972).

Примерно до 1950 года аналитики ограничивались исследованиями психологи­ческого развития, которые планировались и проводились весьма наивно и едва ли удовлетворяли требованиям эмпирического исследования.

После 1950 года были сделаны первые шаги к научному психоаналитическому исследованию, например, Бренманом, предложившим метод обработки данных пси­хоаналитической ситуации (Brenman et al. 1952) и Фишером, проводившим экспе­рименты со сновидениями (Fischer 1954,1956) 11.

В начале 60-х годов вопреки сопротивлению удалось доказать необходимость за­писи психоаналитических сеансов на магнитофон и кинокамеру в исследовательских целях (см., например, Shakow 1960, Gill et al. 1968). Тем самым было поставлено под вопрос постулированное Фрейдом равенство «терапия = изучение» и открылась новая область исследований, уже приносящих первые плоды.

Лучший обзор связанных с этой темой работ и новейших широкомасштабных проектов можно найти у Люборски и Спенса (Luborsky, Spence 1971).


Комментарии закрыты.