http://npc-news.ru/

Ряд книг и публикаций

Пфистер был человеком вдохновенным и обладал бойким пером Число его пуб­ликаций, к которым относится целый ряд книг, превышает 270. Это изобилие публи­каций беспокоило порой и его самого. «Не следует ли мне несколько притормозить?» — спросил он как-то раз Фрейда, но тот полагал, что Пфистер не должен останавливать­ся: «Вы сами знаете, как часто надо повторять истину» (там же, 94).

Здесь мы можем упомянуть лишь малую толику из богатого наследия Пфистера. В 1910 году вышла книга о Людвиге фон Цинцендорфе; этот материал, по-видимому, был хорошо знаком Пфистеру, поскольку после безвременной смерти его отца мать вместе с ним долгое время жила среди пиетистов. Эти ранние впечатления, наверное, и побудили его в дальнейшем написать патографическую работу о Цинцендорфе. Книга даже сегодня оставляет глубокое впечатление, но все же она относится к ран­ней эпохе психоанализа, исполнена воодушевлением от нового, неожиданного пони­мания природы человека и пока еще лишена предчувствия новых возможностей пси­хоаналитической историографии и биографики. Значительно позже Пфистер занялся родственной темой — психоаналитическим истолкованием роли Кальвина в женевских процессах ведьм (Pfister 1947).

Ранняя работа Пфистера о психоаналитическом методе (Pfister 1913) пред­ставляет ныне лишь исторический интерес; позднее он сам отверг ее как устарев­шую. Гораздо большую ценность имеет его главный педагогический труд, посвящен­ный детской любви (Pfister 1922). Эта книга предоставила родителям и воспитателям возможность глубинно-психологического понимания психической жизни ребенка и в то же время привела к созданию психоаналитической педагогики, которую в даль­нейшем развивал Ганс Цуллигер. Пфистер никогда не оставался в стороне от совре­менных проблем и отстаивал психоанализ в полемике с А. Э. Хохе и К. Ясперсом.

Христианские убеждения Пфистера постоянно вызывали дружеские споры с Фрейдом, причем и тот и другой так ни в чем и не отказались от своих позиций. На книгу Фрейда «Будущее одной иллюзии» (Freud 1927) Пфистер откликнулся ра­ботой «Иллюзия одного будущего» (Pfister 1928). Однако главным трудом Пфисте­ра, его основным вкладом в психоанализ является книга «Христианство и страх» (Pfister 1944). В предисловии, в котором Пфистер много говорит о себе, он призна­ется: «Данная книга возникла из борьбы с тяготами жизни, в которые вовлекает меня моя профессия».


Комментарии закрыты.