Состояние психоанализа после 1945 года характеризовалось недостатком подготовленных аналитиков и неблагоприятной внешней ситуацией. В Вене долгое время не было собственной интенсивной научной жизни. Полемика с «неоанализом» привносилась в группу извне и не вела к внутренним конфликтам. Также и полемика с воззрениями Мелани Кляйн (см. статью Р. Ризенберг в т. III) не привела к образованию противодействующих групп. При рассмотрении вопросов о психологии Я (см. статьи Г. Яппе в т. I и Г. Ф. Вальдхорна в т. III) и ее значении для аналитической практики происходили длительные дискуссии, но это не вело к полному расхождению во взглядах и к отказу от анализа Оно. В вопросе о терапии психозов психиатры объединения занимали осторожную позицию. Интерес к детской терапии больше всего страдает от недостатка сотрудников, сами же отношения между детскими психоаналитиками и другими коллегами никакой проблемы не представляют. В связи с повышением интереса к групповой терапии в последние годы вновь возникли дискуссии, которые пока еще не привели к единой концепции объединения. Это относительно гармоничное развитие после 1945 года отчасти обусловлено небольшими размерами группы, которые уберегают ее от тенденций к саморазрушению; свою роль могло сыграть и то обстоятельство, что подавляющее большинство членов группы не ограничивается только аналитической практикой. Однако нельзя отрицать, что эта мирная жизнь сопровождается определенным недостатком научной продуктивности.
Сегодня мы находимся на заключительном этапе большого периода — не только в жизни Венского психоаналитического объединения. В Вене эпоха пренебрежения психоанализом сменилась избыточным энтузиазмом, и мы по опыту других стран можем предвидеть, какие опасности таит в себе такое чрезмерное увлечение психоанализом. Однако изменения заметны в психоанализе повсеместно, далеко за пределами Австрии. В докладе, прочитанном летом 1974 года, Кохут30 указал на общечеловеческую проблему происходящей сейчас смены поколений. Наряду с этим мы наблюдаем в некоторых странах тенденцию к повышению интереса к социальным наукам и политике, к расширению применения психоанализа и к изменению его техник. Мы видим, наконец, что с устранением внешнего давления и изоляции встал вопрос о создании общей системы образования и вместе с тем об общей организации психоаналитиков в объединениях, а также о статусе психоаналитика как человека, получившего образование по установленной форме. Дальнейшее развитие, несомненно, будет испытывать на себе влияние прошлого; как оно будет протекать, предсказать, наверное, невозможно.