http://npc-news.ru/

Воспоминания ана­лизируемого пациента

Первичными источниками данных, на которых с момента своего возникновения строится психоаналитическая теория, являются воскрешенные воспоминания ана­лизируемого пациента в сочетании с найденными апостериори интерпретациями. И, без сомнения, таковыми они будут и в будущем. Тем не менее психоаналитичес­кая ситуация — как и все методы исследования — имеет ограничения, которые за­ложены в самой природе вещей. Можно, например, доказать, что гипотезы, выдви­нутые различными аналитиками при использовании психоаналитического метода, не всегда друг с другом совпадают, pi далеко не все общепризнанные формулировки выдержали эмпирическую проверку. Гипотеза о совращении в этиологии неврозов, на которую Фрейд возлагал столь большие надежды (Freud 1914а), является, пожа­луй, примечательным и вместе с тем первым в истории случаем, когда психоанали­тический метод оказался ошибочным. Другие, хотя и менее драматические, приме­ры можно найти во многих сферах работы психоаналитиков — как теоретиков, так и практиков. То, что, например, понимали под терминами «оральный», «аналь­ный» и «генитальный» применительно к фазам развития, по мере того, как углуб­лялось наше понимание сложности процессов развития, несомненно, все больше ста­новилось метафорой.

С течением времени стали использоваться многочисленные вторичные источни­ки, чтобы валидизировать и расширить интерпретации, которые первоначально были выведены из данных, полученных в процессе психоанализа. Для подтверждения пси­хоаналитических идей широко используются примеры из художественной литера­туры, а также аналогии и доказательства из антропологии, социологии, неврологии и биологии. Поэтому очень странно, что ни Фрейд, ни кто-нибудь другой из его коллег не попытался использовать непосредственное наблюдение над процессом детского развития. Если не считать относящуюся к началу 30-х годов новаторскую работу Мар­гарет Фрис (Fries 1947), возможностью проводить долговременные наблюдения над детьми в значительной мере пренебрегали. И только Шпиц (Spitz 1950) счел нуж­ным написать статью об их важности (см. статью Й. Шторка в этом томе), С тех пор психоаналитики все больше стали обращаться к результатам, получаемым при непо­средственном исследовании развития младенцев и маленьких детей, причем это не было связано исключительно с возросшим интересом к процессам интернализации и дифференциации ребенком себя и объектов. Не будет преувеличением сказать, что эти новые аспекты оказывают существенное влияние на психоаналитическую те­орию и практику. Необходимо также считаться и с тем, что исследовательские ра­боты в этой области и использование новых данных в теории и практике психоана­лиза будут наталкиваться на значительные трудности.


Комментарии закрыты.